КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ ПОДРОСТКУ?
Как часто ваш подросток слышит слова: «Это же лучшие годы твоей жизни!» «И это — лучшие?» — c нескрываемым удивлением думает он.
Молодость великолепна и трудна, но это ее великолепие не совсем понятно, пока не повзрослеешь и не обретешь возможности оглядываться назад. Подростковый возраст
Подростковый возраст — самая необычная ступенька в той лесенке развития, по которой поднимаются наши дети. И самая широкая. И самая крутая. На этом этапе ребенок уйдет из детства и шагнет во взрослую жизнь.
Самое большое отличие от всего, что было и что будет, то, что подрастающее дитя разбирается в эти бурные годы не столько с миром, который вокруг него, сколько с самим собой. Эти напряженные разборки не закончатся до тех пор, пока он не поймет себя и не выберет свой путь. Проживание этого знаменитого кризиса определяет то, каким человеком станет ваш самый родной и любимый человечек.
Мы, взрослые, не без удовольствия думаем, как великолепна молодость. Но это ее великолепие не совсем понятно, пока не повзрослеешь и не обретешь возможности оглядываться назад. Для подростка же — это время необъяснимых несоответствий: тело тянется вверх, а голос становится ниже; когда он, наконец, начинает интересоваться противоположным полом, тот демонстрирует явную потерю интереса; родители требуют, чтобы он, ребенок, «был взрослым», одновременно требуя, «прекратить изображать из себя умника».
К подростку относятся и не как к ребенку, и не как ко взрослому. Это означает, что он еще не тот человек, которым должен бы стать. Родители, учителя, да и вообще все взрослые настолько заняты «формированием» подростка, что им не удается заметить, что он уже до определенной степени сформирован, что он — личность.
Все относительно
Но кто эта личность? Тот ли неуклюжий тихоня, чьи глаза наполняются слезами всякий раз, когда учитель повышает на него голос, или «крутой парень», или кокетливая и вполне женственная девушка — когда оказываются в своей компании? Его (ее) настроение, словно качели, взлетают вверх и падают вниз: от полного, ликующего, невероятного счастья до немыслимого горя — и все это в течение одного дня. Какими же чудовищными могут быть эти взлеты и падения.
Каково это, когда с треском перед всеми «вышибли» из класса, когда вечером некого пригласить на свидание или когда ты вообще отвергнут всеми? Конечно, до того ли взрослым? У них свои взрослые проблемы: выплата кредитов, содержание семьи, ссоры из-за семейного бюджета — проблемы подрастающего ребенка для них второстепенны. Это же подростковые проблемы. Они несерьезные и ненастоящие. Перерастет.
Все относительно, не так ли? Конечно, то, что главного кормильца уволили с работы, — проблема куда более серьезная, чем то, что ребенок не попал в школьную футбольную команду. Но мы, взрослые, вооружены механизмами адаптации, которые приходят с годами и опытом. В большинстве случаев мы лучше подготовлены к тому, чтобы справляться со своими кризисами. Подростку же кажется, что каждая проблема уникальна, и он боится, что не сможет найти ответ.
Говорят, что молодость — время великой свободы, и это так — это время свободы от взрослой ответственности, но не от каждодневных вопросов роста.
Кто я? Какой я? Зачем я здесь?
Рост, как и вопросы, не остановить. Ребенок полностью поглощен поиском ответов, желанием быстрей окончить школу, непониманием самого себя, внешними изменениями…
На самом деле, этих изменений так много и проходят они так стремительно, что подросток не успевает подстраиваться сам под себя. Шаг, поворот, взмах руки — и чашки осколками разлетаются на пол, рвутся колготки и брюки, а стены сами оказываются на пути. Подростковая неуклюжесть оттого, что он не свыкся еще со своим растущим телом. И синяки, и шишки, и порезы, и ссадины. А этот ужас — угри на вечно блестящей коже! Гормональный взрыв настигает ребенка внезапно. Гормоны бушуют в крови, и тело становится незнакомым и тесным, как клетка, в которую попал совершенно внезапно. И сны по ночам, от которых вроде бы и сладко, и не знаешь, куда деваться. И бессонница и туман в голове. И первые чувства: впервые его разрывает любовь, от которой хочется сбежать.
Но всего более он жаждет найти себя самого, понять, что он такое.
Желания и чувства, разрывающие подростка, настолько противоречивы, словно он разделен на кусочки и каждый кусочек диктует свое. В недоумении он всматривается в самого себя — и обнаруживает, что все эти «кусочки» — он сам, его «Я».
До этого он знал только один мир: тот, что вокруг. Но, оказывается, есть и другой — тот, что внутри. Многогранный, многослойный, многосложный… Как только подросток осознает, что у него есть свой внутренний мир, он начинает «складывать себя из кусочков»: искать в нем свое неповторимое уникальное «Я». «Кто я? Какой я? Зачем я здесь?» — опять и опять всплывают вопросы. Они приводят его в замешательство, но он снова и снова задает их себе.
И мучительно ищет ответы. И тогда, когда ему покажется, что нашел ответ — когда почти примирился с собой и узнал себя, вдруг чья-то фраза, своя неудача, случай или случайный совет вдруг переставят акценты и все перевернется снова.
Где я нужен? Кому я нужен?
Но время идет, и вот-вот надо будет сделать выбор, банальный, как детский стих: кем быть? Мало кто из подростков способен сделать свой выбор сразу, за многих решают родители. Но где гарантия, что они угадают? Волнение по поводу своего места в широком социальном мире вполне понятно: то бессчетное количество вариантов и альтернатив, которое появляется перед ними, скорее не радует, а подавляет. Наши выросшие дети готовы метаться и перебирать профессии, как круг знакомых... Но многие из них застывают в нерешительном раздумье, и тянут, тянут, тянут, словно ждут сигнала изнутри — изнутри себя. Выбрать, понять и не ошибиться. «Где я нужен?», «Кому я нужен?», «Где и с кем, и кем я хочу быть?». Взрыв вопросов, а ответы — их только предстоит найти.
Главная трудность состоит в том, что все это происходит одновременно. На карту поставлено слишком многое: вся его дальнейшая жизнь.
В такой ответственный момент нам, родителям, важно помнить: юный человек найдет себя и свое достойное место в мире только тогда, когда сумеет разрешить аспекты одной большой задачи. А ваша задача только одна: сделать все возможное, чтобы это у него получилось. Принимая своего подрастающего ребенка таким, каков он есть, прощая и понимая, поддерживая его, даже вот такого, переполненного разрушительно-созидательной энергией, вы тем самым позволяете человеку обрести самого себя.
Тест: «Узнай своего подростка»
Приготовьте чистый лист бумаги, ручку и хорошее настроение. У ребенка настроение может быть любое — лишь бы он был не против пообщаться.
Попросите его написать о себе 15-30 коротких предложений, отвечающих на любые из вопросов: «Какой я?», «Кто я?», «Что люблю или ненавижу» и т. п. Условие: каждое предложение должно начинаться с «Я» или «Мне» (или «У меня»). Записывать надо все, что придет в голову, не слишком раздумывая и подбирая правильные слова. Долгие раздумья в поисках «умных мыслей» не требуются — это должен быть просто поток сознания. Если ему будет лень писать самому, начните записывать сами, под его диктовку. Скорее всего, он заинтересуется и продолжит самостоятельно. Подростки очень любят копаться в себе.
Читая высказывания своего ребенка, обратите внимание, много ли скептическикритичного отношения к себе, какие противоположные, взаимоисключающие качества уживаются в нем. Обратите внимание на преобладание отзывов: со знаком «минус», нейтральных или «плюсовых».
У подростков еще нет четкой жизненной позиции, да и самих себя, своих сил и возможностей они еще не знают. Они делят мир на черное и белое, не признавая полутонов, да и к себе относятся так же — без снисходительности. Заниженная самооценка вообще характерна для детей подросткового возраста. Мнение друзей, учителей, родственников может как поднять ее, так и обрушить (причем с интервалом в 10 минут). Потому что свои внутренние критерии еще не сформировались и подросток собирает основные данные о себе из окружающего мира.
Автор:
Виктория Михайлова, детский психолог
www.s-meridian.com