МАССАЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МЛАДЕНЦЕВ Для лица
· Стенка, стенка, потолок, (трогаем одну щечку, вторую, лобик)
Две ступеньки и звонок. Дзинь! (касаемся губок, нажимаем «кнопку» носика)
· Два пожарника бежали, (растираем кулачками щечки малыша)
Эту кнопочку нажали. (дотрагиваемся до носика)
Дзинь-дзинь-дзинь!
Для спинки
· Папа-еж, папа-еж, (поглаживаем малыша по спинке ладонями от попки до плечиков)
Ты нам спинку не потрешь?
· Родненьким – роднышок, (берете за ручки и, поглаживая,
Стройненьким – стройнишок, (как бы вытягиваем по всему телу)
Хорошеньким – хорошок,
А пригоженьким – пригожок!
Для ручек
· Здесь вода холодная, (гладим ладошку)
Здесь водица теплая, (гладим ручку до локтя)
Здесь водица горячая, (гладим от локтя до плеча)
А здесь – кипяток-щекоток, (ласково щекочим под мышками)
Кипяток-щекоток!
Для ножек
Куй-куй, ковалек, (тыльной стороной ладони постукиваем по пяточкам малыша)
Подкуй сапожок.
На маленьку ножку
Золоту подковку.
Для всего тела
· Густой лес – чисто поле (показываем и трогаем волосы – лобик),
Два окна (глазки) и две тополи (ручки),
Две подушки (щечки),
Римбабуля (подбородок),
Лепетуля (ротик),
Плюшка (носик).
· Еще одна замечательная игра-потешка – всем известные «Потягушечки-порастушечки». С этой игры хорошо начинать каждое утро: она «выстраивает» все тельце малыша, дает заряд бодрости на весь день. Считайте «Потягушеньки» вашим материнским напутствием младенцу на предстоящие сутки, полные движений, открытий, радости!
Потягушечки-порастушечки,
От носочков и до макушечки.
Мы потянемся, мы потянемся,
Маленькими не останемся!
· Потягушеньки-порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
В ножки – ходунюшки
В ручки – хватунюшки,
В роток – говорок,
А в головку – разумок!
Крупно-моторные игры развивают общие движения ребенка, помогают совершенствовать двигательные навыки.
· Чушки-вьюшки,
Перевьюшки.
Тим-бир-лим сидит в подушке
А я его по макушке
Бац-бац-бац!
Бац-бац-бац!
· Ах, ты ж совушка-сова,
Ты большая голова!
На суку сидела, головой вертела.
С дубу-то свалилася,
На землю покатилася.
· Я колю, колю дрова,
Колю дрова на плашки,
Для сестры Дуняшки.
Гори, гори жарче, печь!
Будем, Дуня, пышки печь!
В массажные игры включены элементы точечного и общего детского массажа, основой которого являются спокойные поглаживающие движения.
· Сорока-ворона кашу варила, (круговые движения по ладошкемалыша),
Кашу варила, деток кормила.
Этому – дала, (точечный массаж нажатием на каждый пальчик)
Этому – дала,
Этому – дала,
Этому – дала.
А этому – не дала: Он в лес не ходил, (мягко поглаживаем и растираем всю ладошку и тыльную часть кисти)
Воду не носил!
Дрова не рубил,
· На лугу, на лугу
Стоит миска творогу.
Прилетели две тетери,
Поклевали, поклевали,
Улетели…
· Едет белка на тележка,
Раздает она орешки:
Мишке толстопятому
Заиньке усатому,
Лисичке-сестричке,
Воробью,
Синичке!
Кому – в роток,
Кому – в зобок,
Кому – в лапочку!
Игры, развивающие в ребенке чувство предвосхищения, чрезвычайно важны для его психического, эмоционального развития. «По кочкам, по кочкам, по синим лесочкам, в ямку бух!». Но есть и многих других! Вспомним «Козу-дерезу»: мы еще только начинаем играть, буквально первые слова произносим, а глаза малыша уже загораются – он знает, он ждет – сейчас что-то будет! В дальнейшем у ребенка формируются (не без помощи простых, казалось бы, народных игр) важнейшие формы предчувствия – например, интуиция. В который раз убеждаешься: насколько незамысловаты и просты народные игры-потешки, настолько они и мудры.
· Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Забодаю-забодаю,
Забодаю-забодаю!
· Баран, баран – бум! (приближаете свой лоб к лобику малыша, «сталкиваетесь» лбами)
Баран, баран – бум!
· Кудели, кудели,
Пошли-загудели!
· Шел медведь бродом, («толстым» голосом ……………………….
Сел на колоду,
Бу-у-ултых в воду!
Уж он со-о-ох, сох, сох,
Уж он тих, тих, тих.
Вымок, выкис, вылез, высох –
Сел на колоду,
Бу-ултых в воду!
Пальчиковые игры:
Скок-скок, поскок,
Скалачу мосток,
Серебром замощу,
Всех детей пущу.
Сначала появился жест, а только потом появилось слово: мы разговариваем, но продолжаем жестикулировать. Если заниматься с ними пальчиковыми играми, где понятны, прежде всего, движения, а не слова. То мозги развиваются гораздо лучше. Развитие собственно фантазии, когда ребенок сам рисует что-то, гораздо важнее, чем яркое четкое представление о чем-то, нарисованном в книге.
Алена Лебедева -
руководитель программ по подготовке к родам, автор курса "Потягушеньки", инструктор курса "Навстречу к малышу" Центра поддержки семьи "Рождество".