СВЕТИТЬ ВСЕГДА!
Ребенок идет в школу. Уроки и домашние задания, множество новой информации не дадут скучать ни уму, ни глазам. Гигиена зрения первоклассника - вот на что стоит обратить пристальное внимание родителей. Первым пунктом станет выбор правильной настольной лампы. С нюансами важной покупки поделилась врач высшей квалификационной категории, кандидат медицинских наук, главный внештатный офтальмолог Минска Людмила Владимировна ДУЛУБ.
Конус, шар, а лучше призма
- Освещение должно создавать ощущение удобства. Но что такое «удобно», сказать маленькому ребенку порой сложно. Потому обо всем должны позаботиться взрослые. Конечно, лучший вариант, когда дети выполняют домашнее задание при естественном дневном свете. Но получается так не всегда, посему настольная лампа необходима.
Совершая в магазине выбор, прежде обратите внимание на дизайн, точнее форму плафона лампы. Оптимально, когда он выполнен в виде объемной призмы - более узкий у основания и широкий по краям. Такой обеспечивает самое комфортное, к тому же максимальное освещение.
Главное, чтобы лампочка не выступала за пределы плафона. Иначе она будет оказывать прямое слепящее воздействия на глаза ребенка. Цвет плафона лампы также имеет значение. Удастся купить зеленый - замечательно! Считайте, сделали отличное приобретение. Дело в том, что зеленый цвет положительно влияет на глаза, способствуя расслаблению цилиарной мышцы глаза. Если же такая лампа будет иметь плафон из стекла или пластика - просто идеально. Однако хочу предупредить - красить саму лампочку в зеленый цвет не имеет смысла - освещение станет тусклым и глазам ребенка будет явно не доставать света.
Откажитесь от слишком ярких плафонов - красные, желтые, оранжевые лампы для школьников, особенно начальных классов, покупать не рекомендуется. Эти цвета будут отвлекать внимание и будоражить ребенка - сосредоточиться ему станет гораздо сложнее. Да и глаза начнут уставать значительно быстрее.
«Сердцевина»
- Лампочка настольной лампы должна быть мощностью 60 Вт. Не больше и не меньше. Хорошо, если она матовая - такая будет оказывать минимальное светослепящее действие, при этом давать равномерное освещение.
Не выбирайте лампочку дневного света - она создает не совсем приятный для глаз голубоватый мерцающий свет. Лучше купите галогенную или обычную лампу накаливания.
Подвижная «ножка»
- Теперь внимание на штатив лампы. Он обязательно должен моделироваться - иметь гибкую «ножку». Это очень удобно. Ведь от расположения плафона, удаленности его от поверхности стола меняется освещенность рабочего места.
Подняли плафон выше - освещение становится менее интенсивным, при этом увеличивается площадь светового «охвата». И наоборот.
Все современные лампы моделируются либо при помощи мягкой пластичной «ножки», либо с помощью «коленного» шарнира (-ов).
Стоит сказать, что «коленная ножка» работает хуже, приспособится к ней сложнее. К тому же она довольно часто ломается. Школьникам младшего возраста, мальчикам особенно, всегда интересно проявить инициативу, и поэкспериментировать с расположением лампы. «Колено» от частых «танцев» получает «открытый перелом». Потому остановите выбор на лампе с гибкой «проволочной ножкой». Такая значительной практичней и прослужит больше.
Еще нюанс: круглое или овальное основание лампы - ее подставка - не должна быть глянцевой. Иначе, отражаясь, искусственный свет будет создавать блики, они - лишняя нагрузка на глаза.
Металл или пластик?
- Важен и материал, из которого сделан плафон. Пластмассовый опасен тем, что при длительно включенном источнике света (особенно, когда лампочка крупная и близко расположена к стенкам лампы) может начать плавиться и тут возникает вероятность возгорания. Ситуация создает реальную угрозу пожара.
Пластиковая лампа хороша в том случае, когда ее лампочка маленькая по отношению к плафону и безопасно удалена от его стенок.
Металлический плафон опять же не самый идеальный вариант - он довольно быстро и также сильно нагревается. А когда ребенок захочет изменить расположение плафона, может ожечь пальцы.
Одной лампы мало!
- Помните, что локальный свет не исключает общего освещения. Потому в комнате, где занимается ребенок, помимо настольной лампы обязательно должно быть неяркое верхнее освещение. В противном случае, отрывая взгляд от хорошо освещенной поверхности учебника или тетради, и переводя его на пространство темной комнаты, ученик может ощутить резкую боль в глазах.
Повторюсь - вернее освещение не должно быть слишком ярким.
Пару слов о безштативных лампах-«прищепках». Их часто вешают за стенку книжного шкафа или книжной полки. Но, как правило, эта мебель располагается не настолько близко от стола, чтобы ребенку было достаточно точечного освещения. Потому «прищепки» нужно использовать исключительно как дополнительный, но не основной источник искусственного света.
И последнее: на столе лампу всегда располагают с левой стороны. Для левшей - а сейчас таких детей немало - с правой.