ФОТОГРАФИРОВАТЬ ДЕТЕЙ НЕПРОСТО
Это подтвердит любой фотограф. Точнее сказать, непросто хорошо сфотографировать ребенка. Но практически для любой мамы именно ее малыш является любимым объектом фотосъемки. Ведь время идет, кроха подрастает и меняется буквально на глазах. А так хочется запечатлеть на память его озорные глазенки, счастливую улыбку, эти крошечные ручки и ножки. Можно с уверенностью утверждать, что все дети очаровательны. Но для каждой мамы ее малыш самый красивый. И это естественно. Сейчас во многих журналах для родителей и на семейных Интернет-порталах проводятся всевозможные тематические фотоконкурсы. И порой очень хочется показать своего любимого кроху другим читателям журнала и посоревноваться за звание самого-самого… Как же сделать фотографии малыша так, что бы они не только стали украшением семейного альбома, но и привлекли внимание зрителей своей неординарностью?
Юлия Каспарова Чуть-чуть теории. Бытует расхожее мнение, что хорошие фотографии можно сделать только очень крутым фотоаппаратом. Но это далеко не так. Снимает не фотоаппарат, а фотограф. В снимках, сделанных недорогой техникой, может отражаться душа фотографа. И наоборот, если бездумно нажимать на кнопку затвора, не поможет и самая дорогая фотокамера.
Современные цифровые фотоаппараты способны выполнять все основные настройки за нас. Нам почти не приходится задумываться, какая на улице погода, достаточно ли света и сколько метров до объекта съемки. «Умная» аппаратура выставит за нас выдержку и диафрагму, определит светочувствительность, установит баланс белого и сама наведет резкость. Но для получения снимков более высокого качества лучше все-таки выставлять некоторые настройки вручную.
Прежде всего, следует правильно установить светочувствительность. Этот параметр соответствует чувствительности фотопленки в пленочных фотоаппаратах и зависит от условий, в которых происходит съемка. Если вы фотографируете малыша на улице в ясный солнечный день, установите светочувствительность ISO 100. В пасмурную погоду увеличьте ее до 200. Если вы снимаете в помещении или вечером, подойдет светочувствительность 400. Учитывайте, что чем выше светочувствительность, тем сильнее будет «шуметь» снимок («Шум» – это мелкие цветные точки на изображении). И, наоборот, при низкой светочувствительности повышается резкость и качество фотографии.
Не помешает выставить вручную и баланс белого. От этого параметра зависит, насколько естественными будут цвета вашего снимка. Обычно в цифровых фотоаппаратах баланс белого выставляется для фотосъемки на солнце, в тени или в помещении. Если в вашем фотоаппарате есть ручная настройка, воспользуйтесь ею. Для этого направьте объектив фотоаппарата на лист белой бумаги и нажмите кнопку затвора.
Немного о композиции. Правильное построение кадра – одна из важных составляющих хорошей фотографии. Наверняка, вы не раз видели снимки, где неоправданно много неба, или травы, или изображенный человек упирается в край фотографии, или вообще непонятно, что хотел запечатлеть фотограф. Такое изображение непроизвольно хочется «сдвинуть» вниз, вверх или в сторону. Подобное происходит, если фотограф неправильно компонует кадр. Когда мы смотрим, например, на малыша, увлеченно играющего в песочнице, то видим картинку объемно, в поле нашего зрения попадает окружающий пейзаж, и все это гармонирует между собой. Фотоснимок же «вырывает» из общей картинки лишь часть изображения, и зритель видит только то, что попало в кадр. Поэтому очень важно правильно выстроить композицию, чтобы кадр выглядел законченным и «уравновешенным». Это совсем не сложно. Чаще всего мы делаем это интуитивно. Но знать некоторые основные правила все-таки не помешает.
В какой части кадра вы чаще всего располагаете фигурку малыша? «Конечно в центре, - ответите вы, – ведь именно ребенок является центром кадра». Это так. Но если вы сместите главный объект съемки чуть в сторону от центра, то фотография может только выиграть. Теоретически фигурка ребенка должна располагаться не по центру, а на расстоянии 1/3 от краев кадра. Это не обязательное правило, но попробуйте поэкспериментировать. Во многих цифровых фотоаппаратах есть специальная функция, которая делит видоискатель на части двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями. Если вам сложно выстраивать композицию, воспользуйтесь этой функцией. Объект съемки старайтесь располагать на пересечении линий.
Во время фотосъемки маленького шустрика в наш кадр нередко попадают наклонные линии. Например, малыш взбирается на горку или карабкается по наклонному стволу дерева. Оказывается, направление этих линий тоже влияет на восприятие фотографии. Так, диагонали, идущие из левого нижнего угла в правый верхний, называются восходящими. Они вносят в снимок радостную нотку, потому что подсознательно воспринимаются нами как позитивные. Нисходящие диагонали, которые идут из левого верхнего в правый нижний угол, добавляют фотографии пессимизма.
Не забывайте и о свободном пространстве кадра. Не «упирайте» малыша макушкой в верхнюю границу снимка и не давайте «уткнуться» носиком в его край. Всегда оставляйте перед ребенком место, достаточное для его воображаемого движения или взгляда. На всякий случай напомню, что лучше не «обрезать» ноги по колено и руки по локоть. Сдвиньте фотоаппарат чуть выше или ниже. Если вы хотите сделать портрет малыша, не обязательно, чтобы его лицо было в кадре полностью. Можно, например, снять одни глаза или половину лица, а можно «срезать» часть макушки, чтобы подчеркнуть именно черты лица. При некотором опыте такие снимки получаются очень эффектными. Делая портрет малыша, наводите фокус на его глаза.
И конечно обращайте внимание не только на ребенка, но и на то, что его окружает. Постарайтесь, чтобы в кадр не попадал мусор и всякие посторонние вещи (сумки, валяющиеся на земле предметы и т.п. Это здорово портит любую фотографию. Обращайте внимание на задний план. Вряд ли удачным будет снимок, где малыш возит машинку на фоне мусорного бака. А вот детская площадка, берег реки, лесная полянка – самое оно! Учитывайте, что фотоаппарат видит все несколько иначе, чем человеческий глаз. И то, что на самом деле далеко, на фотографии может оказаться прямо за спиной у малыша. А потому следите, чтобы из головы ребенка не «росли» ветки, не торчали опоры турника и т.п. Вы можете удивиться, зачем говорить о таких очевидных правилах. Но, увы, очевидны они не для всех. Сколько замечательных кадров может быть испорчено из-за элементарной невнимательности!
Постановка или экспромт? Стремитесь запечатлевать на детских фотографиях положительные эмоции: восторг, радость, удивление, заинтересованность. Ведь именно от того, какую эмоцию отражает фотография, зависит и ее восприятие окружающими. Нередко так бывает, что мы «планируем» фотосессию: вот сейчас я уберу в комнате, красиво рассажу игрушки, надену на ребенка нарядное платье, сделаю ему прическу и начну фотографировать. И к тому времени, когда все подготовительные этапы закончены, у малыша пропадает всякое настроение фотографироваться. Но мама полна решимости. И вот с фотографий смотрит безупречно нарядный малыш. Но лицо его обижено, улыбка натянута, а иногда и глазки блестят от слезинок. Примерно так же выглядят зачастую постановочные фотографии из детского сада. Ну еще бы: приходит незнакомый мужчина, одевает в непонятный костюм и еще улыбаться заставляет. Но кто кроме мамы лучше всех знает своего малыша? И именно мама может «подсмотреть» самые интересные моменты из жизни крохи. И для того чтобы сфотографировать его, не нужно специально готовиться, не нужно наряжать и приукрашать искусственно. Самые лучшие снимки – те, что сняты «скрытой камерой». А лучшее, что может быть на них, – это ваш кроха, занятый повседневными делами. Вот вы заметили, как малыш увлекся чем-то интересным. Его глазенки блестят, а мордашка выражает сосредоточенность. Берем фотоаппарат, подходим незаметно и фотографируем. И не беда, что малыш в данный момент не смотрел в камеру. Зато мы запечатлели его на память во время самого естественного для ребенка занятия – во время игры.
Если хотите чтобы малыш непременно смотрел в камеру, наведите фокус, а затем окликните ребенка. Он поднимет голову, а вы нажмете на спусковую кнопку. Совершенно бесполезно просить малыша улыбнуться. Ну разве может получиться естественной улыбка по команде? Попробуйте-ка сами! Самое лучшее – это навести фотоаппарат на ребенка, выстроить композицию и начать с ним разговаривать о каких-нибудь отвлеченных, но приятных вещах. Поведайте ему, что в воскресенье пойдете в зоопарк или расскажите небылицу, о том, что встретили сегодня на улице кошку в очках и розовой шляпе. Можно даже неожиданно «скорчить рожу». Малыш не сможет остаться равнодушным. Он обрадуется, удивится или рассмеется, его лицо станет раскованным и естественным. Вот тут-то вы его и сфотографируете.
Снимаем грудничков Малышей до года фотографировать и легко и тяжело одновременно. Легко, потому что они не такие непоседы, как годовалые или двухлетние карапузы. И они пока еще не научились позировать, а потому выражение их мордашек почти всегда получается естественным и эмоциональным. А тяжело из-за того, что пятимесячный крошка не сможет по команде поднять голову и посмотреть в объектив, а девятимесячный карапуз может и вовсе отказаться фотографироваться, а начнет тянуться к фотоаппарату, посчитав его занятной игрушкой.
Самое первое условие успешного фотографирования младенцев: фотографируйте кроху крупным планом. Пеленальный столик в углу комнаты или кроватка с малышом у стены хороши на фотографиях лишь для того, чтобы показать крошечные размеры грудничка. Большинство же фотографий лучше делать портретными или снимать малыша в полный рост во время игр и повседневных занятий. Обратите внимание на задний план вашей фотографии. Не стоит фотографировать ребенка на фоне пестрых обоев или множества игрушек. На такой фотографии теряется сам кроха. Так уж устроено наше зрение, что первым делом мы обращаем внимание на самое яркое цветное пятно на фотографии. Но мы ведь хотим, чтобы зритель смотрел на малыша, а не на желтого цыпленка сзади него, верно? Так что в качестве фона выберите что-то нетемное и более-менее однотонное: светлые обои, спинку дивана, неяркое одеяло. Не злоупотребляйте количеством игрушек и посторонних вещей в кадре. Все лишнее лучше вообще убрать из поля зрения (за исключением вещей сугубо детских: упаковка подгузников, бутылочка, флакон детского масла и т.п.). Идеально – игрушка, соответствующая возрасту, в руках у малыша.
Позаботьтесь о хорошем освещении. Если вы снимаете дома, постарайтесь не пользоваться вспышкой. Дело не только в том, что это может напугать кроху или повлиять на его зрение (хотя и это немаловажно). В ярком свете вспышки теряются полутени, изображение становится слишком контрастным и плоским. Лучше фотографировать кроху в светлый день у окна или включить дополнительно несколько источников света. Кроме того, вспышка, встроенная в фотоаппарат, не позволит вам снять портрет малыша. Минимальное расстояние, на котором стоит снимать со вспышкой, – 1,5-2 метра. Иначе на снимке получится несимпатичный эффект, называемый «вспышка в лоб» – пропорции лица искажаются, а на самом лице наблюдается яркое световое пятно. Фотографировать кроху со вспышкой можно лишь в том случае, если у вас вспышка не встроена в фотоаппарат (в большинстве «цифромыльниц» она встроенная). Такую вспышку можно направить в потолок или чуть в сторону от ребенка. Таким образом вы добьетесь более-менее удачного освещения.
Снимайте малыша во время ежедневных занятий: переодевание, кормление, купание, гимнастика, сон. Если вы являетесь основным фотографом в семье, не помешает время от времени давать фотоаппарат в руки папе. Хорошо бы маме почаще появляться в кадре вместе с крохой. Фотографии с папой – тоже замечательно. Особенно, когда малыш еще совсем мал. Фотографируйте папу с карапузом на руках, ловите момент, когда оба в хорошем настроении: улыбаются друг другу, «агукают». Или когда кроха прикорнул у папы на плече. Такие фотографии, от которых веет неподдельной нежностью и любовью, станут лучшим украшением семейного альбома. Сфотографируйте две руки – большущую папину ладонь и малюсенькую детскую. Пусть папа положит малыша на руку или на плечо, чтобы крошечные размеры ребенка стали еще заметнее. Фотографируя кроху, не спешите нажимать на спусковую кнопку. Наведите резкость и ждите подходящего момента. Хорошие кадры требуют терпения.
Время от времени пользуйтесь таким приемом. Усадите малыша или уложите его на животик, скомпонуйте кадр, наведите резкость, после чего кто-нибудь из близких, стоя за вами, должен чем-то привлечь внимание кроху. Можно позвенеть ключами, потарахтеть или запищать новой яркой игрушкой. Ребенок приподнимает головку, его глазенки удивленно распахиваются, ротик приоткрывается, и все лицо выражает крайнюю степень восхищения и заинтересованности. Вот теперь снимаем!
Фотографируя малышей, опускайте фотоаппарат на уровень глаз маленькой фотомодели. Вообще старайтесь использовать в основном этот ракурс. Фотографии детишек, сделанные с точки роста взрослого человека, выглядят, мягко говоря, не очень хорошо. Нарушаются пропорции тела ребенка, да и превосходство взрослого над маленьким человечком очевидно. Но многие родители почему-то этого не замечают и продолжают фотографировать ребятишек, не потрудившись присесть до уровня их роста. А ведь именно съемка «глаза в глаза» лучше всего передает характер и эмоции малыша, позволяет зрителю воспринимать ребенка как маленькую личность. Попробуйте улечься прямо на пол перед ползающим малышом и снять его с самой нижней точки съемки. Такие фотографии бывают очень необычными.
Если вы снимаете малыша на улице, усадите его прямо в траву, уляжьтесь рядом и фотографируйте снизу. Попробуйте заснять, с каким удивлением он рассматривает божью коровку на травинке или пытается понюхать цветочек. Ловите моменты, ищите необычные сюжеты и ракурсы, и вы будете вознаграждены за терпение замечательной фотографией.
Фотографируем шустриков Фотографии бегающих, прыгающих, лазающих малышей – вот настоящее украшение семейного фотоальбома. В момент игры ребенок выглядит естественно и непосредственно. Но сделать хорошую, динамичную фотографию маленького «моторчика» не так просто. Для того чтобы получился хороший снимок, придется отснять не один десяток кадров. Одним словом, нужен опыт. И, конечно, не помешает немного полезных советов.
Для съемки движения совсем не подходит пасмурный день. Света должно быть достаточно, иначе снимок почти наверняка получится смазанным.
Очень интересный эффект можно получить, используя специальный прием фотосъемки, называемый «проводка». Например, вы хотите снять малыша, катающегося на карусели. Если карусель движется медленно, а день солнечный, скорее всего вам удастся сделать довольно резкий снимок. Но будет создаваться впечатление, что малыш сидит на неподвижной карусели. Попробуем поступить иначе. Займем удобное положение возле ограждения карусели, направим фотоаппарат на малыша в тот момент, когда он на лошадке или слонике проносится мимо вас, и наведем фокус. Теперь, не отпуская фокус, ждем, пока малыш, объехав круг, вновь появится в видоискателе. Когда это произойдет, плавно двигаем фотоаппарат таким образом, чтобы ребенок все время оставался в видоискателе, как бы следим за малышом, сопровождаем его движение. И в подходящий момент «дожимаем» кнопку спуска затвора. В результате получаем интересный снимок: фигурка малыша выходит довольно четкой, а весь задний план размыт. Не переживайте, если не выйдет с первого раза. Чтобы «проводка» получалась хорошо, нужен опыт и тренировка. А ведь шустрый малыш предоставляет массу возможностей для тренировки: вот он бежит с воздушным змеем, вот несется на велосипеде или летит на роликах. Для большего эффекта попробуйте слегка наклонить фотоаппарат в сторону, противоположную движению.
И дождь, и солнце. Самые лучшие фотографии детей получаются в ясный солнечный день. Это факт. Но и здесь не все так однозначно. Выбирая время для фотосессии, остановитесь на утренних или послеполуденных часах. Именно в это время солнечный свет более рассеянный, а снимки получаются мягкими, с полутонами и хорошо просматривающимися чертами лица. Самое неудачное время для съемки – когда солнце стоит в зените. Фотографии выходят слишком контрастными и плоскими, на них практически отсутствуют мелкие детали. Если вы снимаете малыша в пасмурный день, будьте готовы к тому, что фотографии получатся мрачноватыми.
Как часто в домашних альбомах друзей приходится видеть фотографии, на которых вместо малыша виднеется черный силуэт. Эти снимки сделаны в контровом свете, т.е. солнышко светило прямо в объектив фотографа. То же самое случается, когда малыша снимают, стоя напротив окна. Часто подобные снимки получаются во время детсадовских утренников. Так что непременно следите за местонахождением солнца или другого источника света. Это актуально даже тогда, когда на улице пасмурно, а солнышко едва просвечивает сквозь слой облаков. Располагайтесь по отношению к ребенку так, чтобы солнце светило вам в затылок или немного сбоку. Если же вы фотографируете кроху в помещении, поставьте его у окна, а сами повернитесь к окну боком. Если вам непременно нужно снять ребенка против света, принудительно включите вспышку. Эффект получится немного необычный, но зато все детали будут хорошо видны.
Обращайте внимание и на тени, которые падают на лицо ребенка. Старайтесь, чтобы малыша ничего не затеняло. Если день яркий, а кроха играет под деревьями, наверняка вся его фигурка будет покрыта пятнами света и тени. В этом случае тоже будет уместным включить вспышку. Она выровняет освещение, и на мордашке ребенка не останется темных пятен.
Стремитесь, чтобы фотосъемка приносила и вам, и ребенку только положительные эмоции. И пусть в вашем фотоальбоме будет побольше светлых, радостных фотографий, этаких символов настоящего, беззаботного детства. Ведь именно они станут частичкой счастливых детских воспоминаний вашего малыша. Удачной фотоохоты!