В развитии ребенка психологи и педиатры выделяют три стабильных
периода: "младенческий" - с рождения до одного года, "раннее детство" -
от года до трех, и "дошкольное детство" - от трех лет до семи. Каждая
из этих стадий завершается так называемым кризисом развития.
Кризис
- это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда
накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на
качественно новый этап. Каждый кризис сопровождается появлением
упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко
проявляет. Таким образом, этих кризисов также три: кризис одного года,
кризис трех лет и кризис семи лет. Обойти их не возможно - через это
проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит
проще, для других сопровождается более серьезными, значительными
поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины таких
внезапных изменений в поведении дочки или сына. Но эти изменения
закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их
назвали "кризисами развития".
Так почему же они возникают?
Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые
формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают,
сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.
Давайте
поговорим о кризисе одного года, о тех важнейших заданиях, которые
решаются на этом этапе. В конце первого года жизни социальная ситуация
полного слияния ребенка с взрослым как будто взрывается изнутри. Малыш
начинает понимать и разграничивать: я малыш, а он - взрослый, мы -
разные. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок
приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые
слова, происходит становление навыков ходьбы, развиваются действия с
предметами. Но диапазон возможностей для воплощения этого еще
достаточно ограничен.
Вот ваш малыш сделал свой первый шаг.
Расширилось пространство его существования. Теперь он может
самостоятельно путешествовать по квартире и не только, значит, есть
возможность находить множество очень интересных вещей, которые просто
требуют совершенного изучения и экспериментирования с ними. Но
почему-то оказывается, что маме можно пользоваться всеми предметами на
кухне, а ребенку - нет. Папе позволяется сколько угодно работать с
инструментами, а сыну или дочке опять же запрещают брать в руки гвозди
или молоток. Почему? Детское любопытство, желание знакомиться со всем,
что встречается вокруг, - это естественная потребность этого возраста.
И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, который
проявляется плачем, упрямством, неудовлетворением, то есть всем тем,
что так удивляет родителей, и получило в психологии название "кризиса".
Конечно
же, каждый ребенок развивается по своему особенному "графику", потому
первые шаги малыш может предпринять и в девять месяцев, и в год и три
месяца. Так и первые проявления кризиса часто проявляются в разное
время. Но чаще это происходит именно тогда, когда ребенку исполняется
год.
Что же происходит с вашим малышом в этот период?
Родители могут заметить появление в поведении родного чада упрямства,
капризности. Раньше послушный и спокойный, в этот период он начинает
капризничать по любому поводу, и очень часто родители не могут понять,
что же послужило причиной такого "приступа".
Прежде всего,
стоит подчеркнуть, что ваш малыш уже много понимает и может, но он еще
не умеет рассказать о своих желаниях. Ребенок все активнее познает мир.
Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того
времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился
множеством вещей, которые "требуют" внимания к себе. Ребенок
путешествует по квартире и изучает, как устроена плита на кухне, что
спрятано в шкафу для обуви, также он стремится взять в руки каждый
предмет, осмотреть, покрутить, попробовать "на зуб". Но вдруг со
стороны родителей раздается "нельзя". Он совсем не понимает причин
этого. Поэтому повторяет попытку и плачет, когда запрет звучит еще раз.
Ребенок пытается всеми доступными ему средствами выразить свои желания.
Малыш еще не умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение. А
новые попытки познания мира вызывают новые запреты.
Так воля
маленького человека впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок в
год хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы,
которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят, разговаривают,
когда не хотят - не разговаривают. Он стремится быть самостоятельным,
причем общаться по собственному желанию. И здесь еще один парадокс -
стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нет.
Трудно бывает понять, чего хочет малыш, хотя он и пытается выражать
собственные желания и потребности.
Так начинается кризис
первого года. Он становится тем глубже, чем больше родители
противоречат желаниям малыша. Капризы ребенка, в действительности,
являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое
поведение и отношение к собственному чаду. Прежние стереотипы общения
уже не срабатывают. И если ваш ребенок хочет схватить руками ложку
именно в тот момент, когда вы его кормите, то проще дать ему в руки
этот предмет, а себе взять другой и продолжить остановленный не на
долго процесс. Не беда, если малыш будет весь измазан кашей, зато вы
его спокойно накормите, а после всего просто уберете и умоете свое чадо.
Родителям
необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно
предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо
почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с
ним. На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его
пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку,
колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п.
Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не
захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более
он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.
Нужно быть
внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок
тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы
одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен,
когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением
отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем
будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью,
жизнерадостностью. Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют
ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том,
чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно
позволить ему исследовать ваш дом - все ящики, ящички, нижние полки. И
как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в
будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять
любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и
согласованные между всеми взрослыми членами семьи. Если запрещаете
что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на
что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено
писать на отцовских документах, но вот есть листочек - здесь это делать
позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или
ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде
старого сломанного будильника может обернуться завтра "разборкой" новых
часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо
умеет проводить аналогии: это - часы, если мне можно играть ими, то
можно и всеми другими).
Если родители проявили достаточно
такта, терпения и гибкости в отношении к малышу, то первый кризисный
этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же,
это не на долго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен.
Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет уже
намного больше, чем раньше.
Надеемся, что вы поняли
важнейшее: ваш ребенок даже в этом возрасте - это уже человек, со
своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить
их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять
малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, с меньшими
эмоциональными потерями для обеих сторон. |