Вы почти уверены, что у вашего ребенка не может быть проблем в
детском саду: дома же все в порядке. А воспитатель все чаще жалуется и
высказывает вам замечания. Для его недовольства в самом деле могут быть
объективные причины, которые в домашних условиях не проявляются или
остаются незаметными. Когда вся группа собирается на прогулку, а ваш
ребенок возится по десять минут с каждым башмаком – воспитательница
нервничает. Вряд ли она сохранит спокойствие и в том случае, если
ребенок плохо ест. Или не засыпает в тихий час. Постараемся разобраться
в причинах и подсказать вам, как их устранить.
Плохо ест
У плохого аппетита есть несколько обоснований: физические и
психические. Если у ребенка нарушения желудочно-кишечной системы
(гастрит, дискинезия желчевыводящих путей или какое-то другое
заболевание), он и не сможет хорошо есть по утрам (обычно все жалобы –
по поводу завтрака). В таком случае надо определиться с диетой, давать
дома сок или фрукты «на дорожку», хотя бы яблоко – с тем, чтобы
запустить механизм выделения желудочного сока. К тому моменту, когда
ребенок придет в сад, желудок будет уже подготовлен к принятию пищи.
Но, может быть, ребенок здоров, просто у него повышенная
чувствительность к запахам, виду, температуре пищи. А утро, ранний
подъем, приход в сад только обостряют его восприятие. К тому же, если
малыш еще и впечатлительный, постоянные окрики воспитательницы «Ешь
быстрее!» или шум в группе затормозят этот процесс еще сильнее.
Психологические причины плохого аппетита – это прежде всего страх. В
этом случае блокируется выработка желудочного сока. Неслучайно,
описывая сильные переживания героя, говорят: «В животе у него что-то
сжалось». Имеет смысл расспросить ребенка о том, что его пугает в
детском саду, выслушать его объяснения без осуждения и оценок. И
постараться проникнуться его переживаниями (вспомнить хотя бы себя в
этом возрасте), ни в коем случае не убеждать ребенка, что его страхи
беспочвенны. Лучше бы, конечно, поговорить с воспитателем в присутствии
ребенка, чтобы она заверила малыша – с ним все будет в порядке.
Скорее всего, вам придется кормить такого ребенка завтраком дома. К
полудню он адаптируется к обстановке и обедать будет уже нормально.
Не спит днем
Тут может быть два варианта: или ребенок перерос дневной сон, или
ему мешают заснуть. Если перерос – тут уж ничего не поделаешь, придется
пережить эту ситуацию, постарайтесь только объяснить это
воспитательнице, чтобы она отнеслась к этому с пониманием и не
заостряла на этом внимание. Некоторые дети не спят потому, что поздно
встают, и к половине первого просто не успевают нагуляться. Конечно,
можно попробовать поднимать их дома пораньше, но, честно говоря, не
советую: мой опыт и мамы, и психолога говорит о том, что у каждого
человека свой собственный ритм сна и бодрствования, и поменять его
практически невозможно.
Второй вариант – оказаться рядом с неспокойными соседями. Можно
попробовать переложить ребенка к тем, кто засыпает быстрее. Или
укладывать раньше или позже всех. Через некоторое время, хочется
верить, он все же привыкнет засыпать в саду. В принципе эта проблема
решается и педагогическими методами. Если воспитательница в состоянии
удерживать дисциплину в группе, не используя наказаний, она сможет и
тихий час организовать так, чтобы никто никому не мешал. В любом случае
в ответ на жалобы «Ваш ребенок не спит днем» улыбайтесь, кивайте
головой и говорите сокрушенным тоном: «Да-да, и дома с ним та же беда».
То, что вы не спорите, а соглашаетесь и присоединяетесь к мнению
педагога, сразу изменит тональность беседы.
Дерется
Эта проблема зависит только от характера и условий. Физических
предпосылок для драк не существует. Мой собственный ребенок, например,
обнаружил, что если он затеет драку, его накажут, оставив одного в
спальне. А ему только того и надо было – он нуждался в уединении. И
пока я этот факт не осознала, он дрался каждый раз, когда возникала
потребность побыть одному.
Очень часто дерутся дети с отставанием в речевом развитии: сказать
толком не могут, эмоции бьют через край, руки сами тянутся к лицу
оппонента. Когда такой ребенок научится как следует говорить, он
перестанет драться.
К слову сказать, в любой группе обязательно есть драчун. Если
постоянный исполнитель этой роли временно отсутствует, его место
непременно кто-нибудь займет, иногда даже не мальчик, а девочка.
Попробуйте разобраться, почему ваш ребенок дерется. Пытается
привлечь к себе внимание? Навязывает лидерство? Ему скучно и нечем
заняться? Испытывает сильный стресс или тревогу? Подражает кому-нибудь?
Это все очень серьезно для него. Когда вы поймете причины, легче будет
найти правильное решение проблемы.
Медленно соображает
Есть дети, которые медленно приспосабливаются к изменениям. Им
приходится прилагать огромные усилия, чтобы перестать, например, играть
и пойти обедать. Это обычно те дети, про которых мамы говорят: «Его сто
лет не дождешься». Причины может быть две: или ребенок «зацикливается»
на чем-то одном и не может переключиться (что говорит о некоторой
аутичности в характере), или, наоборот, из-за большого числа
раздражителей он на все отвлекается и не может сосредоточиться на
чем-то одном.
Копушам нужно облегчать переход от одного вида деятельности к
другому. Предупреждать, например: «Через десять минут надо закончить
игру и идти мыть руки», использовать разнообразные сигналы, песенки,
напоминающие о том, что ему делать дальше. Им нужно помогать в
буквальном смысле: брать за руку, смотреть в глаза, когда говорите,
вместе с ним собирать игрушки, одеваться. Кстати, вы знаете, что
большинство детей в состоянии самостоятельно одеться только к
пяти-шести годам, а не к трем, как считают многие и требуют этого от
ребенка?
Для легко отвлекающегося ребенка главный раздражитель – телевизор.
Во многих семьях принято собираться-одеваться перед включенным экраном.
Так вот, для невнимательного малыша это в принципе невозможно:
одновременно одеваться и смотреть телевизор. Избавьте его от подобной
участи. И очень четко формулируйте, что именно вы от него хотите:
«Сядь. Протяни ногу. Надень шапку. Выходи». Вместо привычного и
неконкретного окрика: «Собирайся, ну, сколько можно тебя ждать!».
Невнимательный
Иногда встречается и такая жалоба: «ваш ребенок очень невнимателен,
особенно на занятиях: постоянно крутится, отвлекается». Что делать в
таком случае? Ровным счетом ничего. Дошкольный возраст – единственное в
нашей жизни время, когда можно проводить хоть весь день в свое
удовольствие: играть, бегать, прыгать, жужжать машинками, катать
коляску с куклами, строить башню из кубиков... Все, что требуется от
ребенка трех-шести лет – наиграться досыта.
Если во время занятий ребенок невнимателен, это означает только
одно: ему скучно. Он или не дорос до этих занятий, или давно их
перерос. Ко мне приводили мальчика пяти лет, которому методист пыталась
диагностировать шизофрению на том основании, что все слушают «Курочку
Рябу», а он уходит в угол со «Сказкой о царе Салтане» и читает ее сам
про себя.
Никто не имеет права заставлять вашего ребенка заниматься ни
рисованием, ни конструированием, ни бальными танцами, ни музыкой. Ни
подготовкой к школе в четыре года. Все это обрушится на него позже.
Это, конечно, не означает, что ему разрешено мешать другим детям
заниматься тем, чем им интересно: рисованием, чтением, лепкой. И
хорошие воспитатели это понимают и не требуют от детей невозможного.
Катерина Дёмина, детский психолог |