·Любого ли ребенка
можно приучить к детскому саду?
Некоторых детей врачи, психологи и
родители так и называют — «несадиковые». Что стоит за этим определением?
Действительно ли бывают дети, которые ни при каких условиях не могут адаптироваться
к детскому саду?
Честно говоря, таких детей, просто,
нет. Вопрос лишь в том, сколько усилий нужно приложить
самому ребенку и его родителям, чтобы
адаптация к детскому саду состоялась, и оправданы ли эти усилия, то есть, нужно
ли их совершать.
По тому, как малыши приспосабливаются к
детскому саду, их можно разделить на три группы.
Первая группа— дети, которые реагируют на перемену обстановки настоящим
нервным срывом. К этому почти всегда добавляются частые простудные заболевания.
Вторая группа — дети, не проявляющие признаков нервного перенапряжения,
«всего лишь» начинающие часто болеть.
Третья группа — это детишки, привыкающие к садику без особых проблем и
сложностей.
Так вот, каждый второй ребенок
относится к первой или ко второй группе. Значит ли это, что только половина
детей, которые ходят в садик, имеет шанс «прижиться» там, а все остальные
должны сидеть дома до школьного возраста? Конечно, нет.
В большинстве случаев проблемы
адаптации разрешимы, причем на это не требуется очень слишком много времени.
Детский сад — стресс для ребенка, но стресс вполне преодолимый. Только малышу
обязательно нужно помочь справиться с этим новым и очень серьезным опытом.
Столь большое число детей, испытывающих трудности в адаптации к детскому саду,
во многом объясняется их неподготовленностью к новому образу жизни. Нельзя
бросать ребенка в незнакомую обстановку, как в воду, в расчете на то, что он
немедленно научится «плавать». Стоит заранее уделить время и внимание
подготовке к посещению садика, и тогда ваш малыш, скорее всего, окажется в
третьей, благополучной группе.
·Несмотря на все мои старания, ребенок так и не может
привыкнуть к садику.
Чем это объясняется и что можно
сделать?
Действительно, в некоторых случаях не
помогает даже тщательная предварительная работа. Вопреки всем вашим усилиям и
благим намерениям, ребенок продолжает в той или иной форме выражать протест
против посещения детского сада. В чем лее дело?
Прежде всего, малыш, возможно, еще не
достиг подходящего возраста (этот вопрос мы подробно обсудили выше). Кроме
того, как уже упоминалось, отношение ребенка к детскому саду может быть сильно
испорчено неудачным опытом посещения яслей. Тут может срабатывать условный
рефлекс: даже маленький ребенок помнит (по крайней мере, на подсознательном,
эмоциональном уровне), что в этих стенах он уже был и чувствовал себя плохо.
Если причина именно такова, то лучше всего отложить выход «в свет» еще на
какое-то время (хотя бы на полгода), продолжая в этот период поддерживать связь
с садиком — ходить на прогулки, подружиться на «нейтральной территории» с
кем-то из детишек, которые ходят в ту же группу.
Трудности в приспособлении к детскому
саду могут быть обусловлены и темпераментом ребенка.
Темперамент — врожденная
характеристика, его нельзя изменить. Но «зато», к
сожалению, можно подавлять, насильственным образом искажать. Малыши-сангвиники
обычно адаптируются к новой обстановке вполне благополучно, а вот холерикам и
флегматикам часто приходится нелегко. Детишки с холерическим темпераментом
оказываются слишком активными и шумными, но еще больше могут страдать медлительные
флегматики — они просто не успевают за остальными. А в садике это важно —
шагать в ногу: вовремя поесть, вовремя одеться или раздеться, выполнить какое-то
задание...
Внимательно понаблюдайте за своим
малышом, расспросите воспитателя о том, как именно ребенок проводит день в
группе. И если вы решите, что сложности в адаптации связаны именно с «неудобным»
для садика темпераментом, обязательно обсудите это с воспитателями. Объясните
им, что малыш ведет себя «неподобающим» образом не потому, что в чем-то
виноват, а потому, что не может по - другому. Не стесняйтесь быть настойчивыми
и твердыми, сообщая воспитателям, что вашего карапуза - флегматика ни в коем
случае нельзя постоянно теребить, подгонять, а уж тем более ругать за
медлительность. Расскажите им (и, конечно, имейте в виду сами), что под давлением
со стороны взрослых ребенок-флегматик лишь становится еще более медлительным и
пассивным.
Его нервная система функционирует таким
образом, что при избыточной стимуляции вообще включается «аварийное торможение»,
и ребенок впадает в настоящую прострацию. Зато, если такого ребенка не
тревожить, он умеет доводить начатое до конца, спокоен и уравновешен, аккуратен
и надежен. Что же касается медлительности, то по мере роста и развития ребенка
она будет постепенно сглаживаться. Темп деятельности флегматика все равно будет
несколько снижен по сравнению с сангвиниками и особенно холериками — темп, но
не результативность! В то время как торопливый холерик дважды натянет на себя
все одежки наизнанку и вверх ногами, а воспитательница наконец переоденет его
правильно, ребенок-флегматик как раз успеет один раз, но верно и аккуратно
застегнуть все пуговицы и даже, может быть, завязать шнурки.
Все это непременно нужно объяснить
воспитателям, чтобы они запомнили: чем меньше они будут дергать и торопить
вашего «тихохода», тем быстрее он «выровняется», привыкнет к обстановке
детского сада и начнет успевать делать все, что нужно.
А что же делать с теми самыми
торопливыми холериками, которые ни секунды не сидят на месте и вообще часто
напоминают маленький смерч? Понятно, что такой темперамент не вызывает особых
восторгов у воспитателей в садике. Но опять же необходимо поговорить с персоналом
и объяснить, что малыш «буйствует» не из-за недостатка воспитания, а в силу
врожденных особенностей личности. Подскажите воспитателям, что вашего
«ураганного» ребенка хорошо бы по возможности занимать какой-то активной
деятельностью. Если он разбрасывал игрушки, то наверняка с тем же удовольствием
и быстротой соберет их — если его попросить, а не заставлять. Как правило, в
детских садах детям все-таки разрешают довольно свободно двигаться — бегать и
прыгать (разрешают хотя бы потому, что невозможно заставить двадцать
трехлеток долго и тихо сидеть на стульчиках!). Если же вам попадутся очень
строгие воспитатели, которые требуют от детей, чтобы те и на прогулке стояли
на одном месте или ходили взад-вперед парами,— что ж, в этом случае лучше всего
поискать других воспитателей.(Это, кстати, относится не только к проблемам
детей-холериков! Муштра, подавление, жесткое ограничение естественной активности
вредны для любого ребенка, независимо от темперамента.)
Наконец, в поисках причин плохой
приспособляемости ребенка к садику подумайте еще вот о чем: а легко ли вы сами
адаптируетесь к новым условиям? Любите ли вы находиться в шумных компаниях?
Если ребенок растет в обществе замкнутых, мало общительных родителей, то, скорее
всего, и сам он будет предпочитать тихие игры в одиночестве. Такому малышу
обычный многолюдный садик действительно может быть противопоказан, но в то же
время его ни в коем случае нельзя оставлять в изоляции! Его непременно нужно
«выводить в свет», хотя и делать это ненавязчиво и аккуратно, малыми «дозами».
Очень неплохо определить такого «затворника» в игровую группу, в которой мало
детей и где не нужно проводить целый день.
·Кому лучше остаться дома
В обычный, стандартный садик не следует
отдавать ослабленных, часто болеющих (еще и до всякого садика!) детишек, а
также малышей с неустойчивой нервной системой. Это не значит, что таких детей
вообще никуда нельзя отправлять. Просто нужно учитывать, что если ваш малыш не
слишком здоров, это означает его повышенную чувствительность, уязвимость. К
нему нужно подходить с особой осторожностью, а садик выбирать еще более
тщательно, чем в случае с «обычным» (если только такие бывают на свете!)
ребенком. Существуют специальные оздоровительные детские сады, но на одно лишь
название полагаться не следует: если в группе пятнадцать человек и один
воспитатель на две смены — большого оздоровительного эффекта посещение такого
сада вашему крохе не принесет.
Если
вы не планируете провести ближайшие годы на больничном по уходу за ребенком,
отложите до поры мечты о садике и начинайте самостоятельно «оздоравливать»
малыша: следите за его режимом и питанием, побольше гуляйте, если позволят
врачи — начинайте закалять. Попробуйте изыскать возможности для того, чтобы
ребенок хотя бы пару раз в неделю посещал какую-нибудь «школу развития»,
игровую группу. Если это никак невозможно, по крайней мере выбирайтесь с ним в
гости, чтобы он понемножку «отрывался » от вас, узнавал, что мир вокруг широк и
не опасен.
Данный ресурс является некоммерческим, содержит в том числе и ссылки на сторонние ресурсы. Владельцы и создатели сайта не несут ответственность за использование ссылок и информации, представленных на этом сайте. Вся информация и ссылки представлены исключительно в ознакомительных целях и предназначены только для просмотра