Ребенок, который отправляется в детский
сад, конечно, должен обладать определенными навыками самообслуживания:
одеваться, есть, пользоваться горшком, умываться и вытирать руки и лицо
полотенцем. Разумеется, воспитатели помогут справиться с пуговицами и шнурками,
но нельзя ожидать, что они будут постоянно переодевать и кормить с ложки
каждого из пятнадцати подопечных! С такой нагрузкой им не справиться даже при
наличии няни, а няня в наши дни присутствует, к сожалению, далеко не в каждой
группе. В частности, еще и поэтому лучше не отдавать двухлетнего малыша в ясли,
а подержать его еще с годик дома и научить всему необходимому.
Планируя все свои дела, заранее
закладывайте в расписание час или полтора (в зависимости от особенностей
поведения ребенка) «на самостоятельность». Не делайте за ребенка того, что он может
сделать сам. Давайте ему возможность опробовать самостоятельно всякий новый
навык, и лишь в том случае, когда становится очевидным, что самому ему не
справиться, предлагайте помощь (причем эта помощь должна быть обучающей, не
«давай я сделаю сама!», а «посмотри, это делается так»). С другой стороны, не
нагружайте его заданиями, с которыми он определенно не может справиться:
постарайтесь, чтобы карапуз пореже испытывал ощущение собственного бессилия и
почаще добивался успеха.
·Как научить ребенка одеваться?
Если ваш ребенок сейчас именно в таком
возрасте — от двух до трех лет, — примите во внимание приведенные ниже советы.
- Не нужно немедленно требовать от ребенка,
чтобы он, начиная с этого момента, всегда одевался только сам. Но — и это очень
важно! — когда он по своей доброй воле берется за одежки и старается надеть их
сам, ни в коем случае не мешайте ему, не пытайтесь сделать все за него!
- Планируйте
свое время таким образом, чтобы вы могли чувствовать себя спокойно, пока ребенок
осваивает науку одевания. Лучше встать утром на полчаса раньше, чем лишить
ребенка возможности вовремя овладеть новыми навыками.
- Если лее малыш не проявляет желания
одеваться самостоятельно, можно немножко подтолкнуть его. Например, вы можете
надеть ему носочки, но не до конца, и предложить самому подтянуть их повыше.
- Предлагайте ему самому снимать ту одежду,
которую действительно легко снять.
Как и любой другой навык, умение
одеваться и раздеваться складывается постепенно, и вы поможете малышу, если
будете ненавязчиво, но постоянно предлагать ему маленькие «уроки»: самому
продеть руки в рукава одернуть не до конца надетое платьице и т. д. Можно
играть с ребенком, устраивая соревнования: кто быстрее наденет носки и
футболку.
Маме на заметку
Можно повесить на стенку в детской
плакатик с изображением разных предметов гардероба в той последовательности, в
которой их нужно надевать. Очень хорошо, если этот плакат вы изготовите вместе
с малышом: найдете в старых журналах подходящие картинки (заодно кроха потренируется
в запоминании названий разных вещей), вырежете и наклеите их на лист ватмана.
Не забывайте о том, что игра,
интеллектуальное развитие и усвоение новых навыков — неразрывно связанные
процессы. Позаботьтесь о том, чтобы у малыша были подходящие игрушки, которые помогут
ему быстрее освоить искусство одевания. Прежде всего это, конечно, куклы с их
кукольными одежками. А кроме того, очень полезны разного рода «развивающие
пособия» — игры-шнуровки и все, что нужно застегивать и расстегивать (тканевые
панно или тряпичные книжки, мягкие игрушки с карманами и клапанами, на которые
нашиты пуговицы, молнии, липучки, завязки). Все это великолепие можно покупать
в детских магазинах, но гораздо интереснее мастерить своими руками. Малыш таким
игрушкам будет несказанно рад, одеваться научится быстрее, а заодно и мелкую
моторику разовьет.
А что же делать, если бурный возраст «Я
сам!» уже остался позади и вам приходится каждое утро полностью одевать
трехлетнего, а то и четырехлетнего «ленивца»? Что ж, остается наверстывать
упущенное. Если ребенок ив самом деле до сих пор не умеет одеваться — учите:
показывайте, как отличить изнаночную сторону одежки от лицевой, переднюю от задней,
как лучше держать вещи, чтобы удобнее было их надевать и т. д.
В три-четыре года детишки так или иначе
уже умеют одеваться. Но могут отказываться делать это самостоятельно. Скорее
всего, причина кроется как раз в том, что им не позволяли одеваться самостоятельно,
когда им этого очень хотелось. Теперь вам придется проявить гораздо большую настойчивость
и потратить значительно больше времени на то, что - бы ребенок все-таки начал
одеваться сам. Лучше всего придерживаться политики «мягкой непреклонности» : не
ругать и не стыдить ребенка, признавать его успехи, помогать ему в
действительно сложных случаях, но ни в коем случае не делать за него его
«работу» (пусть даже эта работа и состоит пока что всего лишь в натягивании
носков).
Между прочим, многие маленькие упрямцы
(особенно мальчики) очень реагируют на «слабо»! Часто бывает достаточно
сказать: «Да уж, конечно, тебе с этой футболкой не справиться — дело- то Сложное,
взрослое!» — и пожалуйста, он уже стоит у дверей, полностью одетый и застегнутый
на все пуговицы. Но только имейте в виду: этот метод можно использовать только
в том случае, когда ребенок уже хорошо умеет одеваться, но не хочет этого делать.
И не забудьте очень удивиться тому, как ловко, быстро и аккуратно малыш
сумел одеться!
Не стоит упускать из виду и еще одну
возможную причину отказа от самостоятельного одевания. Быть может, ребенку
просто очень не нравится его одежда? Она может быть неудобной для него. Посмотрите
внимательно, легко ли ребенку надеть те вещи, которые вы ему предлагаете, нет
ли грубых швов на изнаночной стороне, этикеток, натирающих кожу, тугих резинок
и колючих воротников. Некоторые дети отличаются повышенной чувствительностью
(или, как говорят психологи, сензитивностью):, свитер, который, на ваш взгляд,
нарядный и очень тепленький, для них действительно может быть невыносимо
колючим — и это вовсе не каприз! Наконец, даже у малышей дошкольного возраста
часто бывают свои, вполне определенные вкусы и пристрастия в одежде — любимый
цвет, фасон и так далее. Не стоит этим пренебрегать — напротив, лучше
поддерживать и развивать в ребенке вкус. Ведь это прекрасно, если малыш уже в
четыре года хорошо знает, чего хочет! Конечно, целиком полагаться лишь на его
мнение вряд ли возможно: может статься, что единственно приемлемой формой
одежды юный модник считает футболку и шорты... В любом случае нужно искать
компромиссы и, насколько это удается, учитывать мнение ребенка при выборе
одежды.
·Как приучить ребенка
к горшку?
Ребенок приобретает способность
сознательно контролировать мочеиспускание и дефекацию примерно в двухлетнем
возрасте. Конечно, к этому времени он уже наверняка «знаком» с горшком и знает,
для чего этот предмет предназначен. Но если до сих пор «удачи» малыша в туалетных
делах целиком и полностью являлись заслугой бдительных родителей, вовремя
замечающих, что ребенок собирается эти самые дела совершать, то теперь, начиная
с двух лет, он может следить за собой сам. Чего нельзя делать:
-держать на горшке подолгу;
-покупать «музыкальные горшки»;
-ругать
за испачканные штаны;
-придавать этим процедурам слишком большое значение, фиксировать внимание
ребенка больше необходимого (в том числе и слишком уж бурно выражать восхищение
его успехами).
Для того чтобы ускорить процесс
осознания и обучения, предоставьте малышу возможность хотя бы какое-то время
каждый день путешествовать по дому без одежки. Тогда у него будет возможность
увидеть и понять, что мокрые штанишки «случаются» не сами по себе, — он будет
знакомиться с работой собственного тела. Кстати, о мокрых штанишках: примерно к
полутора годам, а зачастую и намного раньше, малыши сами начинают очень бурно
переживать по этому поводу. Мокрые штаны не доставляют никакой радости, поэтому
у вас нет нужды еще и делать ребенку замечание или тем более ругать его.
Наблюдайте за ребенком. Обычно по
некоторым признакам можно заметить, что у него созрела некая потребность, и в
это время имеет смысл предложить ему горшок. Не настаивайте, не заставляйте —
просто предложите, объяснив, что тогда штанишки останутся сухими и чистыми. Не
забывайте предлагать ребенку горшок перед дневным и ночным сном.
·Как научить
ребенка убирать свои игрушки?
Этот навык, по большому счету, не из
первостепенных, но все-таки желательно, чтобы он уже был в «багаже» малыша,
который отправляется в детский сад. Конечно, в садике всему этому учат, и привычку
к аккуратности дети усваивают как раз именно там. Воспитательницу принято
слушать, да и пресловутое «влияние коллектива» делает свое дело. Но если в домашней
жизни малышу ни разу даже не намекали на то, что вещи можно и нужно держать в
порядке, требование воспитателя убирать за собой может вызвать у ребенка
протест.
Кстати, существует точка зрения,
согласно которой от ребенка вообще нельзя требовать порядка в игрушках. И не
только потому, что он по мало-детству не способен его соблюдать, но прежде всего
потому, что взрослые, родительские представления о порядке чужды его природе,
возрастным особенностям психики. Требование «держать все на своих местах и не
разбрасывать вещи где попало» тормозит развитие творческого потенциала малыша,
угнетает его исследовательскую активность. Ребенок развивается по вселенскому,
космическому закону: вначале его мир — это первобытный хаос, который он затем
начинает упорядочивать.
Бесспорно, в этой теории есть доля
истины. Ваш взрослый порядок, когда все «по полочкам», малышу действительно не
нужен и не интересен. В таком упорядоченном извне мире не остается пространства
для творчества. Но возникает вопрос: как совместить потребность юного творца в
первобытном хаосе с потребностью родителей все-таки где-то жить?
Приходится искать компромиссы. В идеале
у ребенка должна быть отдельная комната, в которой он и устраивает все так, как
ему нужно — хаос так хаос, — и пространство для творчества не ограничено ничем,
кроме соображений безопасности. В реальной жизни отдельная детская — роскошь,
доступная далеко не всем, поэтому остается лишь каким-то образом делить ту
территорию, что имеется в наличии. Скажем, повсюду на обоях рисовать нельзя, но
в определенном месте на стене всегда висит большой лист ватмана — специально
для упражнений в настенной росписи. Игрушки, рассыпанные по всей комнате, хотя
бы к вечеру должны быть убраны, но под столом устроен «домик», и там маленький
хозяин может убирать только то, что считает нужным.
В детском саду, скорее всего, не будет
и компромиссов. Детей много, игрушек мало (и потому их нужно хоть немного
беречь), у воспитателей — свои представления о том, что правильно, а что нет. К
тому же они просто живые люди, и работать в условиях хаоса, учиненного
пятнадцатью «творцами», обычно не соглашаются. Наконец, три-четыре года — это
тот возраст, когда ребенку уже и в самом деле пора переходить к
«упорядочиванию»; в противном случае он вырастет не столько художественно
одаренной личностью, сколько банальным неряхой.
Так что вопрос об уборке, так или
иначе, возникает. И если вы не хотите дожидаться того времени, когда вашего
крошку «отдрессируют» в садике, начинайте... играть. Да, именно играть, а не шпынять,
приказывать, требовать или уговаривать. Играть можно в погрузчики, краны,
снегоуборочные машины, эвакуаторы. Можно играть в сбор ягод (грибов, цветов и
т. д.), подбирая с малышом рассыпанную по полу мелочевку. Можно соревноваться —
кто быстрее уберет свою часть игрушек. Можно придумать еще сотню способов
превратить уборку в удовольствие. Главное, чтобы вы всегда вели себя
последовательно. Нельзя приучать малыша к уборке время от времени: «Вчера убирал,
сегодня, так и быть, я сама, а завтра вообще оставим все, как есть». Если уж вы
решили вырабатывать полезную привычку, не отказывайтесь от своего намерения.
Ребенок, конечно, будет играть, но
постепенно привыкнет к правилу: перед сном (или перед обедом, перед прогулкой)
игрушки отправляются на полки, в ящики и прочие свои «домики».
Данный ресурс является некоммерческим, содержит в том числе и ссылки на сторонние ресурсы. Владельцы и создатели сайта не несут ответственность за использование ссылок и информации, представленных на этом сайте. Вся информация и ссылки представлены исключительно в ознакомительных целях и предназначены только для просмотра