Что бы ни происходило в семье, дети имеют
право знать правду. И ее нужно им объяснить. Но как подобрать слова, чтобы рассказать о том,
о чем и взрослым говорить непросто?
Мы цепенеем при одной мысли, что нам предстоит объяснить ребенку то, с
чем мы едва справляемся сами. Как сказать ему о том, что родители
разводятся, что бабушка тяжело больна или что в этом году, вероятно, не
хватит денег на поездку к морю, потому что папа потерял работу?
Необходимость ранить ребенка взрослыми обстоятельствами только добавляет
горечи собственным переживаниям, которые оттого воспринимаются еще
болезненнее. И мы стремимся оградить его (и себя) от страданий – знаем:
он будет шокирован, обижен, рассержен, может почувствовать себя
виноватым... И все же нам предстоит рассказать сыну или дочери о том,
что происходит в семье, ответить на вопросы.
Быть искренним с ребенком – значит его уважать. Относиться к нему
как к равноправному собеседнику – значит воспитывать у него верное
отношение к самому себе. Дети, с которыми родители разговаривают о самом
важном, взрослея, не стесняются просить о помощи, когда она
необходима, открыто говорят о своих сомнениях и тревогах, вместо того
чтобы блуждать в потемках собственных домыслов, иллюзий и страхов.
Детский психолог Татьяна Тарасова и семейный психотерапевт Наталия
Щукина рассказывают о том, как говорить с детьми о самом трудном.
Когда начать разговор
ДЕТИ, С КОТОРЫМИ
РАЗГОВАРИВАЮТ О САМОМ ВАЖНОМ, ВЗРОСЛЕЯ, НЕ СТЕСНЯЮТСЯ ПРОСИТЬ О ПОМОЩИ,
КОГДА ОНА НЕОБХОДИМА, ОТКРЫТО ГОВОРЯТ О СВОИХ ТРЕВОГАХ. ИМ ЛЕГЧЕ
ПРЕОДОЛЕТЬ СТРАХ.
Дети чувствуют общее напряжение в доме, замечают оттенки поведения
взрослых, но не знают, как и о чем расспросить родителей. Поэтому они
бессознательно привлекают к себе наше внимание, становятся
«прилипчивыми», капризничают либо, наоборот, затихают, забиваются в
угол. Говорить с ребенком стоит в тот момент, когда он начинает
интересоваться тем, что происходит. «Ты больше не любишь папу?»,
«Дедушка завтра умрет?» – всем родителям известна детская способность
спрашивать о самом важном в самый неподходящий момент: у дверей школы, в
метро, в машине, когда мы, опаздывая, застряли в пробке. «Лучше
сказать прямо: «Я обязательно тебе отвечу, но сейчас неподходящий
момент, – поясняет Наталия Щукина, – и уточнить, когда вы будете готовы с
ним поговорить. Позже вернитесь к разговору, но учитывайте состояние
ребенка. Не стоит отвлекать его, если он чем-то увлечен: играет,
смотрит мультики, рисует. Не откладывайте разговор надолго: дети
переживают время иначе, чем взрослые. Они живут тем, что происходит с
ними сейчас, сегодня, и, если мы затягиваем, не обсуждаем с ними то, что
их волнует, они пугаются, начинают фантазировать, чувствуют себя
виноватыми («Мама ничего не говорит, значит, сердится на меня») и
страдают».
журнал "Психология"
|