Для начала зададимся вопросом, что же такое наказание.
Наказание - это вовсе не действие со стороны наказывающего, а то, что
происходит в наказываемом ребенке. То, что он при этом переживает. С
точки зрения психологии это хорошо всем известное неприятное, давящее
чувство стыда и унижения, от которого хочется как можно скорее
избавиться и никогда более не переживать.
Так же обстоит дело с поощрением. Награда - это то, что
воспринимается ребенком как поощрение. Приятная удовлетворенность
делом, за которое похвалили дорогие нам люди. Удовольствие от того, что
нас любят. Разумеется, подобное чувство хочется подольше удержать и
почаще переживать в будущем.
Итак, на вопрос как правильно распределять наказания и
поощрения, нет точного ответа. Воспитательная проблема заключается тут
не в количестве, а в отношении ребенка к наказывающему и поощряющему.
Чтобы наказание возымело действие, ребенок должен пережить чувство
вины. Ему надо осознать, что он нарушил хорошие взаимоотношения с
родителями или воспитателями. Без этого наказание - открытый акт
насилия, либо напрасная трата энергии. Оно не является воспитанием.
Хуже того, весь возбуждаемый в ребенке негативный эмоциональный заряд
обращается против того, кто так "хладнокровно" наказывает. Воспитатель
оказывается в роли надсмотрщика, который высек провинившегося, но тот
за собой никакой вины не видит.
Педагоги утверждают, что наказание имеет тройное значение. Во-первых,
оно должно исправить вред, причиненный дурным поведением. И ребенок
обязан убрать небрежно разбросанные вещи, починить по возможности
сломанную или разбитую вещь.
Во-вторых, наказание способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. Оно имеет отпугивающий, устрашающий смысл.
Но третье, и, по всей видимости, главное значение заключается в снятии
вины. "Провинность" представляет собой определенное отчуждение,
преграду, неуверенность во взаимоотношениях с провинившимся. Грядущее
наказание должно смыть эту вину. Тем самым в наказании усматривается
элемент высшей справедливости, которую виноватый признает и принимает.
Из этого следует, что если мы наказываем ребенка из-за собственной
нетерпеливости или плохого настроения, а также по причине находящих на
нас приступов злобы, то свое самочувствие мы немного улучшаем, но с
точки зрения воспитательной наше поведение не только расходится с
целью, но и приносит вред. Ребенок с минуту страдает, может, и плачет,
просит прощения, но в его понятия о справедливости это не укладывается,
и он не ощущает за собой необходимого чувства вины, нет и облегчения и
урока на будущее.
Поощрение как воспитательное средство более действенно. Если наказание лишь останавливает дурные действия, то поощрение ориентирует на хорошие и закрепляет их.
Под поощрением нельзя понимать конфеты, или велосипед за школьные
успехи. Лучшая награда для ребенка - сознание того, что он принес
радость любимым людям, а подарок впридачу лишь символизирует это.
Если за любую ошибку ребенка ждет наказание и ничего больше, ребенок
не научится правильному поведению. Кроме того, он будет бояться того,
кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания.
Никакие упреки и наказания не сделают школу привлекательнее для менее
одаренного ребенка. Но если за каждый маленький успех хвалить и
ободрять его, появится надежда, что он будет работать с удовольствием и
полной отдачей.
А теперь немного о другом. Поощрение и наказание - основные
воспитательные средства. Это означает, что с их помощью мы достигаем
определенной воспитательной цели. Цель наказания, таким образом, не
потопить грешника, а спасти и вытянуть! Способ для этого - прощение!
Прощение - это не награда, а освобождение от напряжения вины,
ожидаемого или уже полученного наказания. Это по сути примирение. Как
любое освобождение, прощение рождает добрые чувства к освободителю.
Только тогда ребенок будет любить наказывающего отца или мать и
переживать новые проступки как стремление исправиться, помириться,
хорошо вести себя впредь.
Но и здесь следует избегать крайностей. Никогда ничего не прощать
означает бесчувственное, бесчеловечное, антипедагогичное поведение. Оно
лишь углубит пропасть между воспитателем и ребенком. Но всегда с
готовностью прощать все - значит потерять авторитет и возможность
влиять на ребенка. Так что и здесь рассудительность и понимание
индивидуальных качеств ребенка будут служить нам лучшим ориентиром.
"Наш Аист" #3, 1999 |