ЧТО ТАКОЕ ИММУНИТЕТ И КАК ЕГО ПОВЫСИТЬ? Иммунитет. Некоторые факторы, выполняющие защитную роль в организме, вырабатываются еще внутриутробно. Часть иммунных веществ ребенок получает от матери с молозивом, в котором их концентрация очень высока, и с грудным молоком, где их содержание намного ниже, но в достаточном количестве. Но в целом иммунная система несовершенна, ребенок раним в плане инфекции.
Иммунитет - невосприимчивость организма к инфекционным агентам и чужеродным веществам. Обеспечивается защитными свойствами кожи и слизистых оболочек, клетками иммунной системы и тд. Естественный, или врожденный, иммунитет обусловлен наследственно закрепленными особенностями организма. Приобретенный активный иммунитет возникает после перенесенного заболевания или введения
вакцин. Приобретенный пассивный иммунитет развивается при искусственном введении антител, при передаче антител ребенку с молоком матери.
Иммунизация -создание искусственного иммунитета -- активного (при введении вакцин и анатоксинов) или пассивного (при введении сывороток и гамма-глобулинов). Применяют в лечебных и профилактических целях.
Что такое этот загадочный иммунитет?
Небольшое отступление…
Общие сведения об иммунитете:
Иммунитет – это совокупность механизмов, обеспечивающих организму защиту от проникновения инфекций и других «агрессоров», способных повредить здоровью человека. Защита от инфекций, т.е. идущих в атаку многочисленных микроорганизмов, таких, как микробы, вирусы, паразиты и другие, считается основной способностью иммунитета, но ничуть не менее важна способность противостоять различным интоксикациям, а особенно – онкологическим заболеваниям. Сложность иммунной защиты организма вполне сравнима с разнообразием возбудителей болезней.
Иммунная система в организме отвечает за функцию защиты организма, распознавания и обезвреживания чужеродных агентов.
Часто можно услышать выражение, что «иммунитет ребенка зарабатывается простудами», и, в принципе, это практически так. Невозможно защитить организм от всех окружающих нас бактерий, вирусов, болезней. В процессе своей жизнедеятельности мы можем лишь регулярно поддерживать иммунитет на достаточном уровне.
При рождении ребенок обычно стерильный, а затем его заполняют множество микробов (микробы окружающей среды и больницы), сначала на слизистой оболочке носа, рта и горла, затем на пупке и, наконец, по всей поверхности кожи и желудочно – кишечной слизистой.
Это объясняет, почему в первые два дня жизни ребенок обязательно должен пребывать с мамой – таким образом, он будет соприкасаться с микробами, которые соответствуют ее иммунитету, который ребенок наследует благодаря проникновению через плаценту материнских антител (они проникают через плаценту преимущественно в последние 3 месяца беременности и составляют основу иммунитета ребенка при рождении). К 6 месяцам ребенок должен начать создавать свой собственный иммунитет, в этом возрасте иммунитет у ребенка несколько снижается. И существенно улучшиться он только к 3 годам.
Если ребенок находиться на грудном вскармливании – с материнским молоком он постоянно получает дополнительную защиту от инфекционных заболеваний – антитела и др. факторы. Вот почему народные методы лечения новорожденных часто рекомендуют закапывания материнского молока в нос и т.п.
Почему снижается иммунитет?
Иммунная система очень чувствительна к различным неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды:
* стрессам,
* интоксикациям,
* экологическим ядам и токсинам,
* психическим и физическим перегрузкам,
* хроническим бактериальным, вирусным, грибковым инфекциям.
На все эти факторы имеется один универсальный ответ – снижение иммунитета.
Очень часто совпадают два стрессовых фактора для иммунной системы малыша – мама прекращает грудное вскармливание в связи с выходом на работу и отдает ребенка в ясли; иммунная система малыш перестает получать поддержку со стороны мамы, он испытывает сильнейший стресс от расставания и в завершении всего его организм «знакомиться» с новыми микробами и как следствие всего этого у ребенка наблюдается существенное снижение иммунитета.
Деятельность иммунной системы очень ответственна. От ее качества и работы зависит состояние всех органов и систем. Иммунитет можно рассматривать на различных уровнях.
Например, нормальная кислотность желудочного сока является одним из звеньев иммунитета. Она способствует подавлению роста болезнетворных бактерий, попадающих в желудок с пищей и водой. При снижении кислотности мы теряем один из защитных барьеров.
В кишечнике тоже осуществляется определенная степень защиты. Ее обеспечивают полезные микроорганизмы. Они в процессе жизнедеятельности стимулируют выработку одного из важных факторов иммунитета – интерферона. При нарушении микробиоценоза кишечника выработка интерферона значительно снижается.
Иммунитет является типоспецифическим. Против туберкулезной палочки – один вид иммунитета – противотуберкулезные иммунные тела и т.д.
Чем можно повысить иммунитет?
В первые дни после рождения ребенок обязательно должен находиться совместно с мамой; в это время необходимо тщательно выполнять все гигиенические процедуры и ограничить (по народным поверьям -аж на 40 дней) «прием» малышом посетителей.
Будет совершенно логично посоветовать маме кормить малыша грудью или, по крайней мере, грудным молоком, пока у них есть такая возможность.
Так же совершенно ясно, что с целью недопущения нарушений функций пищеварения и изменения состава микрофлоры кишечника, прикорм и все дополнительные продукты в рацион ребенка своевременно и только когда его пищеварительная система будет готова их усваивать.
Своевременно устранять последствия (в виде дисбиоза кишечника) лечения антибиотиками.
Постоянно проветривать помещение, в котором находиться ребенок, при прогулках с малышом выбирать места, в которых отсутствует или сведено к минимуму движение автотранспорта. Прогуливаться с ребенком вдоль автомобильных дорог опасно из-за токсического воздействия выхлопных газов на лимфоциты (клетки-защитники), вызывающего снижение их работоспособности (метаболическая иммунодепрессия). Выделяемые автомобильным транспортом вещества так же вызывают раздражения слизистых оболочек горла, носа, глаз и эти органы становятся более восприимчивыми к разного рода инфекциям (снижение клеточного иммунитета).
В деле повышения иммунитета большую роль играет закаливание.
Необходимо и периодическое поступление в организм природных средств, обладающих бактериальной активностью (растительных антибиотиков, фитонцидов). Иммунная система нуждается в постоянном укреплении и поддержке.
Хорошее качество питьевой воды.
Полноценное питание.
Детские инфекции – чаша, испить из которой не минует обычно ни один ребенок. Одни болезни, такие как ветряная оспа, краснуха и др. практически безопасны для детского организма, другие – корь, паротит и др. – грозят осложнениями, третьи – коклюш, дифтерия, скарлатина, полиомиелит и др. (в том числе и туберкулез) – могут привести к серьезным последствиям, в том числе и к инвалидности. Медицина предлагает родителям в качестве средства профилактики вакцинацию (прививки). Действие вакцинации заключается в подготовке организма к сопротивлению специфическим вирусам и бактериям. Обычно вакцина представляет собой препарат, приготовленный из ослабленных болезнетворных микроорганизмов, которые заставляют иммунную систему организма вырабатывать свои собственные антитела против этих микроорганизмов, укрепляя его иммунитет.
Подробнее остановимся на закаливании и поддержке иммунной системы. По остальным пунктам вопросов, в принципе, существовать не должно.
Закаливание можно начинать только после консультации у педиатра, и только когда ребенок здоров. Иначе рискуете получить обострение заболевания.
Лучшие показатели правильного проведения процедуры – хорошее самочувствие и бодрый вид ребенка. Процедура должна быть приятной для малыша; «гусиная» кожа, бледность, холодные руки, нос, стопы свидетельствуют о неправильном проведении закаливания.
Способы закаливания.
Прежде всего, следите, хорошо ли проветривается комната малыша. Сквозное проветривание лучше устраивать в отсутствие ребенка. В городах при оживленном движении проветривание не приносит желаемых результатов, скорее наоборот – в этом случае надо обязательно завести дома «зеленых друзей» - целое семейство растений, желательно лиственных, т.е. тех которые цветут мало или практически не цветут, но имеют большие листья. Хорошо так же приобрести очиститель воздуха типа «люстры Чижевского». В осеннее – зимнее время проветривайте помещение 4-5 раз в день по 10-15 минут.
К традиционным методикам закаливания водой относятся:
* Умывание после сна
* Мытье рук и ног
* Игры с водой. Можно предложить 1,5-2 годовалому ребенку постирать платочек, одежду для кукол, при этом температуру воды в тазике постепенно снижать, или использовать контрастные температуры – стирать в горячей, полоскать в холодной.
Вполне логично будет начинать некоторые процедуры закаливания после 6 месяцев. Не забудьте посоветоваться с врачом!!! Все водные процедуры очень полезны – начиная с умывания. Начальная температура воды +25…28оС, т.е. близкая к температуре воздуха у поверхности тела.
Хорошее мягкое воздействие оказывает влажное обтирание. Начинать его надо с рук и ног водой при температуре +28 оС. А при обтирании или обливании тельца ребенка тельца ребенка начинайте с температуры воды +34 оС и постепенно снижайте ее до +23…26 оС в течение 21-30 дней. После влажного обтирания разотрите кожу до порозовения и оденьте малыша. Очень полезно обтирание ребенка раствором морской соли (1 ч.л. на 1 ст. воды).
Следите, чтобы кожа малыша была здоровой. Обтирание лучше проводить смоченной в растворе махровой варежкой: первую неделю - верхнюю половину тела, следующую неделю – все тело. Обтирайте ручки от пальцев к плечам, грудь – круговыми движениями по часовой стрелке, спинку – от позвоночника к подмышкам, ноги – от стоп к тазу, живот – по часовой стрелке, ягодицы – поверхностно. Каждое движение проводите 2-4 раза.
Через неделю регулярных обтираний надо снизить температуру воды – на 1-2 оС, через каждые 1-2 дня, и постепенно довести до +23…26 оС, для ребенка более старшего возраста возможно и до +18оС. Если малыш ослаблен – температуру тела надо снижать медленнее: На 1-2 оС каждые 5-7 дней, а конечная температура воды должна быть не менее +20оС.
Для обтирания необходимо сшить варежку из мягкой ткани или воспользоваться небольшим полотенцем. Смочите варежку или полотенце водой нужной температуры и быстро оботрите руки и ноги ребенка, слегка массируя кожу по направлению от пальцев к туловищу, после этого разотрите кожу мягким сухим полотенцем.
Обливание это процедура для более старших малышей, примерно с 1,5 лет. Перед обливанием необходима некоторая подготовка – общее обтирание.
Общее обтирание необходимо производить в следующей последовательности: руки, грудь, живот, спина, ноги. Начальная температура воды +35…36оС, конечная +28оС. После 2-4 недель обтираний можно перейти к обливанию водой. Начинать нужно с местного обливания, т.е. обливать какой-то участок тела. Например, обливание ног полезно делать после дневного сна. Температура воздуха должна быть не ниже +20оС. Начальная температура воды +30оС, но через каждые 1-2 дня (если ребенок ослабленный, то через каждые 4-5 дней) ее следует снижать на 1-2 оС и остановиться на +16…18оС. Затем можно обливать ягодицы, грудь, живот и плечи (постепенно увеличивая площадь). Сразу после процедуры кожу малыша насухо протирают и в течение 1-2 минут растирают, легко массируя, мягким полотенцем. Летом обливание рекомендуется проводить после прогулки. Начальная температура общего обливания (летом) +35оС, конечная +26…28оС.
Продолжительность обливания 35-40 секунд, обливания ног 15-20 секунд при расходе воды от 1,2 до 2,5 л. Можно использовать контрастное закаливание. Обливание проводят с близкого расстояния ковшом или лейкой.
Полезно устраивать «топтание в тазу» - ножные ванны в течение 2-5 минут с постепенным снижением температуры воды с +28оС до +16…18оС
Самый простой, доступный абсолютно всем, применяемый у детей от 2 лет способ - это ХОДЬБА БОСИКОМ. Не специально, летом на пляже и по лужайке на траве, а круглый год в своей квартире. Если ребенок будет заниматься с мамой – он вполне будет рад и счастлив – в 2 года дети ужасно любят все повторять…
Процедуры состоят из 2 этапов. Схема приведена для часто болеющего ребенка старше 2 лет; при хорошей переносимости процедуры и желанием увеличить ее время со стороны ребенка длительность этапов пожжет быть сокращена с 1 месяца до 2 недель.
1. Просто хождение босиком по квартире.
2. Хождение босиком в виде массажа стоп.
В первом случае вы просто ходите босиком.
Вторым этапом будет хождение босиком либо по мелкой гальке, либо по крупному песку, либо по крупной соли (лучше крупной, морской). Каждые 2 недели ее придется обновлять, т.к. она превратиться из крупной в мелкую. Можно использовать мелкую гальку – промытую и просушенную ее следует поместить в лоточек (при использовании соли следует поступить аналогично). Галька во время занятий должна быть теплой – ее надо держать у батареи центрального отопления.
Первый месяц:
1. Ходим босиком по ковру 10 мин. Для первого раза хватит. Но можно это делать 2-3 раза в день.
2. Сразу после ковра переходим к хождению "на месте", своеобразное топтание, по гальке, так же 10 мин.
Второй месяц:
Следует увеличить время хождения до 20 мин. в первом и во втором случае.
Третий месяц:
На первом этапе ходим по ковру, увеличив время до 30 мин. Время хождения по гальке увеличивать не стоит
Четвертый месяц:
Теперь несколько усложним процедуры, не увеличивая время, затрачиваемое на это занятие. Продолжаем ходить по ковру в течение 25 мин. Но в оставшиеся 5 минут переходим на голый пол. А затем - на гальку 20 мин.
Пятый месяц:
Ходим по ковру 20 мин. и 10 мин по полу; 20 мин. - по гальке.
Шестой месяц:
Ходим все 30 мин. то по ковру, то по полу с акцентом на то, чтобы полностью перейти на хождение по голому полу. И опять же 20 мин. по гальке.
Седьмой месяц:
Все 30 мин. ходить только по полу, если чувствуете, что "замерзаете" иногда можно вернуться на ковер. 20 мин. хождения по гальке.
Восьмой месяц:
30 мин. хождения по голому полу. И 20 мин. "массажа" стоп на гальке.
Главное условие эффективного закаливании – правильное использование одежды. На улице и дома она должна быть достаточно легкой, удобной, хорошо предохранять как от охлаждения, так и от перегрева, создавать у малыша хорошее настроение, соответствовать времени года. Рекомендуется одевать малышей, которые не двигаются «как себя плюс один слой», а тех, которые активно и самостоятельно двигаются «как себя минус один слой». Этим слоем может быть шерстяной костюмчик или кофточка…
Основные правила закаливания:
* Индивидуальный подход
* Постепенность
* Систематичность
* Положительное отношение малыша к закаливанию.
Если по закаливанию можно рекомендовать общую схему, которую можно изменить с учетом индивидуальных особенностей ребенка, то с поддержкой иммунной системы намного сложнее – тут общие рекомендации дать практически не возможно, т.к. надо рассматривать каждого ребенка индивидуально.
Нельзя порекомендовать употреблять конкретно для всех тот или иной препарат или средство, тем более, когда речь идет о ребенке.
С точки зрения моей профессии существует неактивный иммунитет и недостаточный иммунитет, а иногда и их сочетание. Общие рекомендации по применению «средств поддержки» иммунной системы приводить не буду (при индивидуальных рекомендациях должны учитываться возраст ребенка и состояние иммунной системы):
* Очень полезны водоросли Спирулина и Хлорелла – как источник витаминов, средство, способствующее улучшению работы пищеварительной системы и снятию интоксикации
* Полезно ток же употребление Крапивы – снимает напряжение в иммунитете, способствует устранению аллергических реакций
* Маточкино молочко, Молозиво – как источник витаминов и веществ с высокой антибактериальной активностью
* Кошачий коготь, Чеснок – как средства улучшающие обмен веществ и повышающие иммунитет
* Солодка, или Лакрица – при неактивном иммунитете, для улучшения состояния иммунной системы и всего организма
* Астрагал – усиливает активность иммунитета
* Эхинацея – обладает укрепляющими иммунитет свойствами, природный аналог интерферона, активизирует лимфатическую систему
* В моменты эпидемии нужны дополнительные стимулирующие меры. Здесь себя прекрасно зарекомендовал ИРС19
Для нормального функционирования иммунитета организму так же необходимы: витамин С, бета-каротин, фолиевая кислота (укрепляет иммунитет, участвует в процессах нормального функционирования лейкоцитов), витамин D (стимулирует иммунитет), В5 (пантотеновая кислота повышает сопротивляемость организма); минералы: селен, железо, цинк, кальций, йод (только из морской капусты!!!) и достаточное поступление в организм аминокислот (аргинин, аспартовая кислота, цистеин, цитрулин, гистидин, лизин, метионин, орнитин, серин, треонин). Все это организм должен получать преимущественно с питанием.*
Еще раз повторю, что перечисленное выше не является списком, который непременно надо употребить, а просто перечнем возможных препаратов, которые можно использовать. Индивидуальный подбор – дело только специалистов.
Перед тем, как предпринимать какие-либо действия – обязательно проконсультируйтесь у врача, который малыша наблюдает.
medinfa.ru