ЧТО ОН ВИДИТ?
Малыш отлично видит и мелкие камешки под ногами, и птичку в небе. Его
зрительная система уже достаточно окрепла и научилась
"приспосабливаться" к разным ситуациям. Ребенок умеет определять расстояние «на глазок и чувствует разницу между "далеко" и "близко". Теперь, заметив маму за окном, кроха понимает, скоро ли она придет. Малыш по-новому воспринимает картинки в книгах, фотографии, рисунки. Он хорошо запоминает то,
что видит в книжке, и переносит «бумажный» образ в обычную жизнь.
Например, он радостно кричит: «Папа!», увидев его на фотографии. Ближе к году у ребенка появляются свои предпочтения в выборе музыки, картинок,
игрушек. Думая о том, чем занять маленького, имейте в виду, что утро
лучше посвятить подвижным играм и веселой гимнастике, день - рисованию,
музыке или "разговорам", а вечер - сказкам, колыбельным и медленным
танцам. Перед сном, во время вечерней ванны, напевайте малышу песенки,
читайте стихи и показывайте картинки. ЧТО ОН ГОВОРИТ? К двум годам малыш превращается в человека, с которым вполне можно беседовать. «дядя хороший, - авторитетно сообщает он, - он мне нравится,,; «Кашу Я не буду. Она невкусная». Маленький накопил солидный запас выражений, но не все слоги и слова он пока умеет про износить как следует. Малыш говорит громко, резко и обрывисто, как бы скандируя слова. Ничего, еще совсем немного, и голосистый кроха постепенно усвоит правильное произношение и интонации. ЧТО ОН УМЕЕТ? Кроха постоянно в движении: он ходит, бегает, может сам подняться по леcтнице и спуститься с нее. Теперь за ним не угнаться! Малыш уже хорошо ест ложкой, расчесывается, умывается; может снять что-то из одежды и положить
на место. Малышу теперь нравится быть чистым! И он уже пробует
сдерживать себя, даже если «очень хочется». Для приучения к горшку
момент более чем удачны! Кстати, считается, что девочки осваивают этот
полезный навык быстрее мальчиков - но в любом случае слишком торопить
события не стоит. И хотя каждая мама находит свой способ приучить
ребенка к горшку, есть единственное общее для всех правило - не
забывать хвалить малыша, пусть даже за скромные достижения. КАК ОН ИГРАЕТ? Малыш обожает подражать взрослым и с удовольствием возится со всякими хозяйственными «штуками»: посудой, веником, лопаткой. А девочки начинают тянуться к куклам и пытаются нянчиться с ними. Хотя большую часть времени маленький проводит в общении со взрослыми, вы начинаете замечать, что интерес теперь тянет его к сверстникам. Даже стеснительные «домашние» детки, которые боятся на шаг отойти от мамы, любят наблюдать за игрой других малышей. Помогите маленькому привыкнуть к их обществу и приводите его на детскую площадку 2-3 раза в неделю. Потихоньку он найдет себе место в общих играх и научится делиться игрушками с новыми приятелями. Помимо веселой беготни, малышу
теперь нравятся тихие занятия вроде рисования, лепки, игр с пирамидкой
или конструктором. Он становится более усидчивым, чем раньше, и с
удовольствием готов провести полчаса за столиком с книжками и
карандашами. ЧТО ОН ЧУВСТВУЕТ? Кроха чувствует, думает, действует - но пока не отдает себе отчета ни в своих эмоциях, ни в поступках. Ему сложно объяснить, почему он плачет или почему не хочет идти купаться. А уронив на пол вазу,
ребенок не понимает, что сделал это сам, и пугается больше родителей.
Примерно в 1,5 года кроха начинает узнавать названия своих чувств: что
дрожание под ложечкой называется страхом, а желание спрятаться -
смущением. Наблюдайте за переживаниями малыша и поясняйте ему, что он
чувствует. Сейчас родители уже контролируют малыша не только действием, но и словом, и могут общаться с ним на некотором расстоянии. Личное пространство малыша увеличивается, но пока он не чувствует себя «отдельным», независимым от родителей и ощущает постоянную связь с ними. Кроха может в одиночку направиться куда-то на прогулке, совершенно не беспокоясь, идет ли за ним мама. Ведь он
уверен, что родители постоянно рядом, и не боится их потерять. Малыш
чувствует себя все более самостоятельным и к 2 годам начинает понимать,
что он - особое, отдельное существо. Он говорит о себе в третьем лице и
называет себя по имени: «Петя хочет пить». А еще кроха узнает себя в
зеркале и на вопрос, кто там, уверенно отвечает: «Петя!» Иногда чувство своей «отдельности» оборачивается для малыша страхом. Ребенок начинает бояться, что родители оставят его, и поэтому плачет под дверью ванной, где скрылась мама, и цепляется за ее юбку, если она куда-то собирается. Но за несколько месяцев это положение меняется, и боязнь потери перестает пугать малыша. Теперь он может справиться со своим страхом, вспомнив: даже если мама уходит, она всегда возвращается. СЧИТАЕМ ПРИБАВКУ За второй год малыш вырастает на 12-13 см. А поправится - на 2-3 кг..
|