Иммунитет. Некоторые
факторы, выполняющие защитную роль в организме, вырабатываются еще
внутриутробно. Часть иммунных веществ ребенок получает от матери с
молозивом, в котором их концентрация очень высока, и с грудным молоком,
где их содержание намного ниже, но в достаточном количестве. Но в целом
иммунная система несовершенна, ребенок раним в плане инфекции. Иммунитет
- невосприимчивость организма к инфекционным агентам и чужеродным
веществам. Обеспечивается защитными свойствами кожи и слизистых
оболочек, клетками иммунной системы и тд. Естественный, или врожденный,
иммунитет обусловлен наследственно закрепленными особенностями
организма. Приобретенный активный иммунитет возникает после
перенесенного заболевания или введения вакцин. Приобретенный
пассивный иммунитет развивается при искусственном введении антител, при
передаче антител ребенку с молоком матери. Иммунизация -создание
искусственного иммунитета -- активного (при введении вакцин и
анатоксинов) или пассивного (при введении сывороток и
гамма-глобулинов). Применяют в лечебных и профилактических целях. Что такое этот загадочный иммунитет? Небольшое отступление… Общие сведения об иммунитете: Иммунитет –
это совокупность механизмов, обеспечивающих организму защиту от
проникновения инфекций и других «агрессоров», способных повредить
здоровью человека. Защита от инфекций, т.е. идущих в атаку
многочисленных микроорганизмов, таких, как микробы, вирусы, паразиты и
другие, считается основной способностью иммунитета, но ничуть не менее
важна способность противостоять различным интоксикациям, а особенно –
онкологическим заболеваниям. Сложность иммунной защиты организма вполне
сравнима с разнообразием возбудителей болезней. Иммунная система в организме отвечает за функцию защиты организма, распознавания и обезвреживания чужеродных агентов.
Часто можно услышать выражение, что «иммунитет ребенка зарабатывается
простудами», и, в принципе, это практически так. Невозможно защитить
организм от всех окружающих нас бактерий, вирусов, болезней. В процессе
своей жизнедеятельности мы можем лишь регулярно поддерживать иммунитет
на достаточном уровне. При рождении ребенок обычно
стерильный, а затем его заполняют множество микробов (микробы
окружающей среды и больницы), сначала на слизистой оболочке носа, рта и
горла, затем на пупке и, наконец, по всей поверхности кожи и желудочно
– кишечной слизистой. Это объясняет, почему в первые два дня
жизни ребенок обязательно должен пребывать с мамой – таким образом, он
будет соприкасаться с микробами, которые соответствуют ее иммунитету,
который ребенок наследует благодаря проникновению через плаценту
материнских антител (они проникают через плаценту преимущественно в
последние 3 месяца беременности и составляют основу иммунитета ребенка
при рождении). К 6 месяцам ребенок должен начать создавать свой
собственный иммунитет, в этом возрасте иммунитет у ребенка несколько
снижается. И существенно улучшиться он только к 3 годам. Если ребенок находиться на грудном вскармливании –
с материнским молоком он постоянно получает дополнительную защиту от
инфекционных заболеваний – антитела и др. факторы. Вот почему народные
методы лечения новорожденных часто рекомендуют закапывания материнского
молока в нос и т.п. Почему снижается иммунитет? Иммунная система очень чувствительна к различным неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды: * стрессам, * интоксикациям, * экологическим ядам и токсинам, * психическим и физическим перегрузкам, * хроническим бактериальным, вирусным, грибковым инфекциям. На все эти факторы имеется один универсальный ответ – снижение иммунитета.
Очень часто совпадают два стрессовых фактора для иммунной системы
малыша – мама прекращает грудное вскармливание в связи с выходом на
работу и отдает ребенка в ясли; иммунная система малыш перестает
получать поддержку со стороны мамы, он испытывает сильнейший стресс от
расставания и в завершении всего его организм «знакомиться» с новыми
микробами и как следствие всего этого у ребенка наблюдается
существенное снижение иммунитета. Деятельность иммунной
системы очень ответственна. От ее качества и работы зависит состояние
всех органов и систем. Иммунитет можно рассматривать на различных
уровнях. Например, нормальная кислотность желудочного сока
является одним из звеньев иммунитета. Она способствует подавлению роста
болезнетворных бактерий, попадающих в желудок с пищей и водой. При
снижении кислотности мы теряем один из защитных барьеров. В
кишечнике тоже осуществляется определенная степень защиты. Ее
обеспечивают полезные микроорганизмы. Они в процессе жизнедеятельности
стимулируют выработку одного из важных факторов иммунитета –
интерферона. При нарушении микробиоценоза кишечника выработка
интерферона значительно снижается. Иммунитет является
типоспецифическим. Против туберкулезной палочки – один вид иммунитета –
противотуберкулезные иммунные тела и т.д. Чем можно повысить иммунитет?
В первые дни после рождения ребенок обязательно должен находиться
совместно с мамой; в это время необходимо тщательно выполнять все
гигиенические процедуры и ограничить (по народным поверьям -аж на 40
дней) «прием» малышом посетителей. Будет совершенно логично
посоветовать маме кормить малыша грудью или, по крайней мере, грудным
молоком, пока у них есть такая возможность. Так же совершенно
ясно, что с целью недопущения нарушений функций пищеварения и изменения
состава микрофлоры кишечника, прикорм и все дополнительные продукты в
рацион ребенка своевременно и только когда его пищеварительная система
будет готова их усваивать. Своевременно устранять последствия (в виде дисбиоза кишечника) лечения антибиотиками.
Постоянно проветривать помещение, в котором находиться ребенок, при
прогулках с малышом выбирать места, в которых отсутствует или сведено к
минимуму движение автотранспорта. Прогуливаться с ребенком вдоль
автомобильных дорог опасно из-за токсического воздействия выхлопных
газов на лимфоциты (клетки-защитники), вызывающего снижение их
работоспособности (метаболическая иммунодепрессия). Выделяемые
автомобильным транспортом вещества так же вызывают раздражения
слизистых оболочек горла, носа, глаз и эти органы становятся более
восприимчивыми к разного рода инфекциям (снижение клеточного
иммунитета). В деле повышения иммунитета большую роль играет закаливание.
Необходимо и периодическое поступление в организм природных средств,
обладающих бактериальной активностью (растительных антибиотиков,
фитонцидов). Иммунная система нуждается в постоянном укреплении и
поддержке. Хорошее качество питьевой воды. Полноценное питание. Детские инфекции –
чаша, испить из которой не минует обычно ни один ребенок. Одни болезни,
такие как ветряная оспа, краснуха и др. практически безопасны для
детского организма, другие – корь, паротит и др. – грозят осложнениями,
третьи – коклюш, дифтерия, скарлатина, полиомиелит и др. (в том числе и
туберкулез) – могут привести к серьезным последствиям, в том числе и к
инвалидности. Медицина предлагает родителям в качестве средства
профилактики вакцинацию (прививки). Действие вакцинации заключается в
подготовке организма к сопротивлению специфическим вирусам и бактериям.
Обычно вакцина представляет собой препарат, приготовленный из
ослабленных болезнетворных микроорганизмов, которые заставляют иммунную
систему организма вырабатывать свои собственные антитела против этих
микроорганизмов, укрепляя его иммунитет. Подробнее остановимся
на закаливании и поддержке иммунной системы. По остальным пунктам
вопросов, в принципе, существовать не должно. Закаливание
можно начинать только после консультации у педиатра, и только когда
ребенок здоров. Иначе рискуете получить обострение заболевания.
Лучшие показатели правильного проведения процедуры – хорошее
самочувствие и бодрый вид ребенка. Процедура должна быть приятной для
малыша; «гусиная» кожа, бледность, холодные руки, нос, стопы
свидетельствуют о неправильном проведении закаливания. Способы закаливания.
Прежде всего, следите, хорошо ли проветривается комната малыша.
Сквозное проветривание лучше устраивать в отсутствие ребенка. В городах
при оживленном движении проветривание не приносит желаемых результатов,
скорее наоборот – в этом случае надо обязательно завести дома «зеленых
друзей» - целое семейство растений, желательно лиственных, т.е. тех
которые цветут мало или практически не цветут, но имеют большие листья.
Хорошо так же приобрести очиститель воздуха типа «люстры Чижевского». В
осеннее – зимнее время проветривайте помещение 4-5 раз в день по 10-15
минут. К традиционным методикам закаливания водой относятся: * Умывание после сна * Мытье рук и ног
* Игры с водой. Можно предложить 1,5-2 годовалому ребенку постирать
платочек, одежду для кукол, при этом температуру воды в тазике
постепенно снижать, или использовать контрастные температуры – стирать
в горячей, полоскать в холодной. Вполне логично будет начинать
некоторые процедуры закаливания после 6 месяцев. Не забудьте
посоветоваться с врачом!!! Все водные процедуры очень полезны – начиная
с умывания. Начальная температура воды +25…28оС, т.е. близкая к
температуре воздуха у поверхности тела. Хорошее мягкое
воздействие оказывает влажное обтирание. Начинать его надо с рук и ног
водой при температуре +28 оС. А при обтирании или обливании тельца
ребенка тельца ребенка начинайте с температуры воды +34 оС и постепенно
снижайте ее до +23…26 оС в течение 21-30 дней. После влажного обтирания
разотрите кожу до порозовения и оденьте малыша. Очень полезно обтирание
ребенка раствором морской соли (1 ч.л. на 1 ст. воды).
Следите, чтобы кожа малыша была здоровой. Обтирание лучше проводить
смоченной в растворе махровой варежкой: первую неделю - верхнюю
половину тела, следующую неделю – все тело. Обтирайте ручки от пальцев
к плечам, грудь – круговыми движениями по часовой стрелке, спинку – от
позвоночника к подмышкам, ноги – от стоп к тазу, живот – по часовой
стрелке, ягодицы – поверхностно. Каждое движение проводите 2-4 раза.
Через неделю регулярных обтираний надо снизить температуру воды – на
1-2 оС, через каждые 1-2 дня, и постепенно довести до +23…26 оС, для
ребенка более старшего возраста возможно и до +18оС. Если малыш
ослаблен – температуру тела надо снижать медленнее: На 1-2 оС каждые
5-7 дней, а конечная температура воды должна быть не менее +20оС.
Для обтирания необходимо сшить варежку из мягкой ткани или
воспользоваться небольшим полотенцем. Смочите варежку или полотенце
водой нужной температуры и быстро оботрите руки и ноги ребенка, слегка
массируя кожу по направлению от пальцев к туловищу, после этого
разотрите кожу мягким сухим полотенцем. Обливание это
процедура для более старших малышей, примерно с 1,5 лет. Перед
обливанием необходима некоторая подготовка – общее обтирание. Общее обтирание необходимо
производить в следующей последовательности: руки, грудь, живот, спина,
ноги. Начальная температура воды +35…36оС, конечная +28оС. После 2-4
недель обтираний можно перейти к обливанию водой. Начинать нужно с
местного обливания, т.е. обливать какой-то участок тела. Например,
обливание ног полезно делать после дневного сна. Температура воздуха
должна быть не ниже +20оС. Начальная температура воды +30оС, но через
каждые 1-2 дня (если ребенок ослабленный, то через каждые 4-5 дней) ее
следует снижать на 1-2 оС и остановиться на +16…18оС. Затем можно
обливать ягодицы, грудь, живот и плечи (постепенно увеличивая площадь).
Сразу после процедуры кожу малыша насухо протирают и в течение 1-2
минут растирают, легко массируя, мягким полотенцем. Летом обливание
рекомендуется проводить после прогулки. Начальная температура общего
обливания (летом) +35оС, конечная +26…28оС. Продолжительность
обливания 35-40 секунд, обливания ног 15-20 секунд при расходе воды от
1,2 до 2,5 л. Можно использовать контрастное закаливание. Обливание
проводят с близкого расстояния ковшом или лейкой. Полезно устраивать «топтание в тазу» - ножные ванны в течение 2-5 минут с постепенным снижением температуры воды с +28оС до +16…18оС
Самый простой, доступный абсолютно всем, применяемый у детей от 2 лет
способ - это ХОДЬБА БОСИКОМ. Не специально, летом на пляже и по лужайке
на траве, а круглый год в своей квартире. Если ребенок будет заниматься
с мамой – он вполне будет рад и счастлив – в 2 года дети ужасно любят
все повторять… Процедуры состоят из 2 этапов. Схема приведена
для часто болеющего ребенка старше 2 лет; при хорошей переносимости
процедуры и желанием увеличить ее время со стороны ребенка длительность
этапов пожжет быть сокращена с 1 месяца до 2 недель. 1. Просто хождение босиком по квартире. 2. Хождение босиком в виде массажа стоп. В первом случае вы просто ходите босиком.
Вторым этапом будет хождение босиком либо по мелкой гальке, либо по
крупному песку, либо по крупной соли (лучше крупной, морской). Каждые 2
недели ее придется обновлять, т.к. она превратиться из крупной в
мелкую. Можно использовать мелкую гальку – промытую и просушенную ее
следует поместить в лоточек (при использовании соли следует поступить
аналогично). Галька во время занятий должна быть теплой – ее надо
держать у батареи центрального отопления. Первый месяц: 1. Ходим босиком по ковру 10 мин. Для первого раза хватит. Но можно это делать 2-3 раза в день. 2. Сразу после ковра переходим к хождению "на месте", своеобразное топтание, по гальке, так же 10 мин. Второй месяц: Следует увеличить время хождения до 20 мин. в первом и во втором случае. Третий месяц: На первом этапе ходим по ковру, увеличив время до 30 мин. Время хождения по гальке увеличивать не стоит Четвертый месяц:
Теперь несколько усложним процедуры, не увеличивая время, затрачиваемое
на это занятие. Продолжаем ходить по ковру в течение 25 мин. Но в
оставшиеся 5 минут переходим на голый пол. А затем - на гальку 20 мин. Пятый месяц: Ходим по ковру 20 мин. и 10 мин по полу; 20 мин. - по гальке. Шестой месяц:
Ходим все 30 мин. то по ковру, то по полу с акцентом на то, чтобы
полностью перейти на хождение по голому полу. И опять же 20 мин. по
гальке. Седьмой месяц: Все 30 мин. ходить
только по полу, если чувствуете, что "замерзаете" иногда можно
вернуться на ковер. 20 мин. хождения по гальке. Восьмой месяц: 30 мин. хождения по голому полу. И 20 мин. "массажа" стоп на гальке. Главное условие эффективного закаливании –
правильное использование одежды. На улице и дома она должна быть
достаточно легкой, удобной, хорошо предохранять как от охлаждения, так
и от перегрева, создавать у малыша хорошее настроение, соответствовать
времени года. Рекомендуется одевать малышей, которые не двигаются «как
себя плюс один слой», а тех, которые активно и самостоятельно двигаются
«как себя минус один слой». Этим слоем может быть шерстяной костюмчик
или кофточка… Основные правила закаливания: * Индивидуальный подход * Постепенность * Систематичность * Положительное отношение малыша к закаливанию.
Если по закаливанию можно рекомендовать общую схему, которую можно
изменить с учетом индивидуальных особенностей ребенка, то с поддержкой
иммунной системы намного сложнее – тут общие рекомендации дать
практически не возможно, т.к. надо рассматривать каждого ребенка
индивидуально. Нельзя порекомендовать употреблять конкретно
для всех тот или иной препарат или средство, тем более, когда речь идет
о ребенке. С точки зрения моей профессии существует неактивный
иммунитет и недостаточный иммунитет, а иногда и их сочетание. Общие
рекомендации по применению «средств поддержки» иммунной системы
приводить не буду (при индивидуальных рекомендациях должны учитываться
возраст ребенка и состояние иммунной системы): * Очень полезны
водоросли Спирулина и Хлорелла – как источник витаминов, средство,
способствующее улучшению работы пищеварительной системы и снятию
интоксикации * Полезно ток же употребление Крапивы – снимает напряжение в иммунитете, способствует устранению аллергических реакций * Маточкино молочко, Молозиво – как источник витаминов и веществ с высокой антибактериальной активностью * Кошачий коготь, Чеснок – как средства улучшающие обмен веществ и повышающие иммунитет * Солодка, или Лакрица – при неактивном иммунитете, для улучшения состояния иммунной системы и всего организма * Астрагал – усиливает активность иммунитета * Эхинацея – обладает укрепляющими иммунитет свойствами, природный аналог интерферона, активизирует лимфатическую систему * В моменты эпидемии нужны дополнительные стимулирующие меры. Здесь себя прекрасно зарекомендовал ИРС19
Для нормального функционирования иммунитета организму так же
необходимы: витамин С, бета-каротин, фолиевая кислота (укрепляет
иммунитет, участвует в процессах нормального функционирования
лейкоцитов), витамин D (стимулирует иммунитет), В5 (пантотеновая
кислота повышает сопротивляемость организма); минералы: селен, железо,
цинк, кальций, йод (только из морской капусты!!!) и достаточное
поступление в организм аминокислот (аргинин, аспартовая кислота,
цистеин, цитрулин, гистидин, лизин, метионин, орнитин, серин, треонин).
Все это организм должен получать преимущественно с питанием.* Еще
раз повторю, что перечисленное выше не является списком, который
непременно надо употребить, а просто перечнем возможных препаратов,
которые можно использовать. Индивидуальный подбор – дело только
специалистов. Перед тем, как предпринимать какие-либо действия – обязательно проконсультируйтесь у врача, который малыша наблюдает. medinfa.ru
|