От 1 до 2 месяцев:
• Посмотри на меня
Пусть ребенок наблюдает за вашим лицом. Когда вы будете двигаться
слева направо, малыш будет следить за вами взглядом и поворачивать
голову.
• Прыгающая игрушка
Пришейте одним концом к маленькой мягкой игрушке резиновую тесемку.
Другой конец прикрепите к потолку. Положите ребенка так, чтобы игрушка
находилась прямо над ним, и заставьте игрушечного зверька прыгать вверх
и вниз. Став постарше, малыш сможет дотянуться до него руками и
схватить.
• Помассируйте малышу пальцы рук и ног
Помассируйте отдельно каждый пальчик. Благодаря этому приятному ощущению, ребенок будет лучше чувствовать свое тело.
От 2 до 3 месяцев: • Кукла на руке
Наденьте куклу себе на руку и перемещайте ее в разных направлениях
- вверх и вниз, вперед и назад или двигайте по кругу, так чтобы ребенок
мог ее видеть. Малыш будет следить за игрушкой, и это поможет развитию
его зрительных способностей.
• Игрушка, которая может пищать
Положите малышу на ладошку игрушку, которая пищит. Неожиданный звук позволит ему лучше почувствовать движения своей руки.
• Кукла на пальце
Наденьте куклу на палец и покажите малышу, как она танцует. Чем смешнее будет танец, тем больше это понравится ребенку.
• Позовите ребенка
Прежде чем войти в комнату к малышу, позовите его. Он научится узнавать ваш голос и будет ждать, когда вы появитесь.
От 3 до 4 месяцев: • Наблюдение за домашними животными
Дайте малышу возможность понаблюдать за кем-нибудь из домашних питомцев. Особенно интересно смотреть на собак, кошек и птичек.
• Повесьте в манеже бусы
Манеж - прекрасное место для трехмесячного малыша. Здесь достаточно
пространства для того, чтобы он мог двигаться и переворачиваться и
чтобы можно было положить игрушки рядом с ним. Натяните в манеже
бечевку с катушками. Малышу понравится слушать, как они стучат друг о
друга, когда он задевает их ножками. (Если у вас нет манежа, бусы из
катушек можно повесить между двух стульев).
• Жужжащие пчелы
Чтобы малыш почаще "гулил" и произносил разные звуки, попробуйте
спеть с ним вот эту песенку. Во время пения не забывайте смотреть ему в
глаза. Ты сначала мне скажи, Как жу-жу пчела жужжит. Потом я тебе скажу
Про пчелиное жу-жу. Пусть малыш попробует произнести звук "ж".
• Колобок
В период между третьим и четвертым месяцем жизни большинство детей
начинают переворачиваться. Сначала они обычно перекатываются с живота
на спину, затем со спины на бок и, наконец, со спины на живот. Помогите
малышу развить эти новые для него навыки. Подложите руку под его плечи
и осторожно покачайте его из стороны в сторону. Когда он лежит на боку,
покачивая его, слегка подтолкните, и пусть он попробует сам
перевернуться. Покачивайте малыша в ритме веселой песенки - подойдет
любая мелодия. В этом возрасте некоторые малыши просыпаются ночью из-за
того, что, перевернувшись во сне, не могут самостоятельно вернуться в
прежнее положение. Если вы поможете ребенку научиться переворачиваться,
это позволит ему легче справляться с трудностями.
От 4 до 5 месяцев: • Поиграйте в прятки
Поиграйте с ребенком в прятки. Попробуйте сначала закрыть руками
свои глаза, затем его. Накройте голову одеялом и выгляните, крикнув
"Ау-у-у!". Малышу наверняка понравятся оба варианта игры.
• С горки катится игрушка
Постройте в детском манеже
небольшую картонную горку. Покажите ребенку, как катится с нее игрушка
на колесиках. Это занятие станет для него первым примером
причинно-следственных связей между явлениями.
• Наблюдение за мыльным пузырем
Ваш ребенок до сих пор любит смотреть, как медленно парят в воздухе
мыльные пузыри. Когда ребенок будет находиться в ходунках, покажите ему
как пускать мыльные пузыри. Малыш станет восторженно вскрикивать,
наблюдая за этим процессом.
• Повозитесь с малышом
Пора с малышом немного побороться и повозиться. Возьмите ребенка за
пояс, поднимите, подкиньте вверх, затем опустите вниз и подержите в
стоячем положении.
• Новые перспективы
Положите ребенка на коврик животом вниз и подсуньте под него подушку. Это упражнение укрепляет мышцы шеи и рук.
От 5 до 6 месяцев: • Блестящая кастрюля
Дайте ребенку большую блестящую кастрюлю, чтобы он мог посмотреться в
нее. Пусть он повертит, похлопает и постучит по ней со всех сторон. Малышам
нравятся "игрушки" взрослых.
• Перед зеркалом
Подержите малыша перед большим зеркалом, где его видно во весь рост.
Пусть он внимательно рассмотрит свое изображение. Покажите ему, где в зеркале мама, а где он.
• Куклы-неваляшки
В этом возрасте детям очень нравится обнаруживать новые интересные
предметы, и поэтому ваш ребенок будет с удовольствием играть в
куклы-неваляшки. Стоит ему уронить такую игрушку, как она тут же
самостоятельно принимает стоячее положение. Воображение малыша поражает
эта необычная реакция на его действия.
От 6 до 7 месяцев: • Разговор с чашкой
Соберите вместе несколько чашек разного размера и поставьте их в
картонную коробку. Поднося по очереди каждую чашку ко рту, повторяйте
какое-нибудь знакомое слово (например, имя ребенка). Малыш заметит, как
по-разному звучит его имя. Продолжайте игру и старайтесь произносить
самые разные звуки. Чем больше малыш будет их слушать, тем скорее
начнет повторять.
• Шарик с водой
Наполните воздушный шарик небольшим количеством воды и привяжите к
нему шнурок. Покажите малышу, как меняется форма шарика, когда вы
сжимаете и раскачиваете его, и пусть он проделает то же самое. Он скоро
обнаружит, что шарик подпрыгивает, если его бросают, и качается, если
его вертят. • Посадите ребенка на плечи
Посадите малыша себе на плечи и немного покатает его. Таким
образом, ребенок научится лучше сохранять равновесие, контролировать
свои движения и увидит мир с высоты папиного роста.
• Воздушный шарик
Привяжите воздушный шарик к детской коляске. Малышу понравится
дергать за веревочку и смотреть, как двигается шарик. Не оставляйте
ребенка одного, если вдруг шарик лопнет, малыш может взять его в рот.
От 7 до 8 месяцев: • Игрушки, которые могут реагировать на действия ребенка.
С каждым днем ваш ребенок все больше понимает, что может влиять на
окружающие предметы. Постарайтесь найти для него игрушки, которые могут
реагировать на его действия -- пищать, растягиваться, выскакивать и т.
д.
• Игра с надувным мячом
Подвесьте к потолку большой надувной мяч, так чтобы малыш мог до
него дотянуться. Он с удовольствием будет ударять по мячу и наблюдать,
как он раскачивается.
• Перетягивание каната
Поиграйте с малышом в "перетягивание каната". Пусть он возьмется за
один конец шарфа, а вы осторожно потяните за другой. Ребенку понравится
эта веселая игра.
• Спрятанная игрушка
Сожмите в ладони игрушку, так чтобы ребенок услышал писк. Спрячьте
ее под одеяло на глазах у малыша, и пусть он попробует найти ее.
• В какой руке?
Спрячьте в руке маленькую интересную игрушку. Откройте ладонь,
покажите ее малышу и тут же закройте обратно. Пусть он поищет
спрятанную игрушку. Вы поможете ребенку узнать, что если предметы не
видны, то это не значит, что они исчезают насовсем, похлопайте в
ладоши, когда он найдет пропажу. Начните игру сначала, и если малышу
будет трудно самому обнаружить игрушку, покажите ее еще раз.
От 8 до 9 месяцев: • Внимание к разным звукам
Обращайте внимание ребенка на разные звуки, всегда называя их
источник: телефон, дверной звонок, папины шаги, дождик, вода, текущая
из крана, лай собаки и т. д. Реагируя на звуки, маленький человек
учится слушать, а это очень важно для развития речи.
• Поиграйте со шляпой
Дайте малышу вашу шляпу, пусть он постарается самостоятельно надеть
ее. Отыскивая собственную головку, ребенок больше узнает о самом себе.
Поиграйте таким образом с разными шляпами или даже с круглой
пластмассовой вазой. Пусть этот модник полюбуется на себя в зеркало --
собственное отражение вызовет у него восторг.
• Разные "языки”
У восьмилетнего малыша появляется интерес к животным. Дайте ему
рассмотреть разных пластмассовых зверей, расскажите, кто это, и
продемонстрируйте, какие звуки они издают: "Собачка говорит: "гав,
гав"! Где у нас собачка?"
• Игра "в прятки"
Малыши любят игры, в которых нужно прятаться и искать. Спрячьтесь
за стулом, и пусть ребенок, подползая, попробует вас найти. Потом пусть
малыш сам попробует спрятаться, а вы его ищите.
• "Делай, как я"
Поиграйте с ребенком в "делай, как я". Бейте в "барабан", хлопайте
в ладоши, машите рукой, дуйте, "дирижируйте оркестром", пусть малыш
повторяет ваши движения.
• Игрушки в вазе
Большая пластмассовая ваза с круглым донышком внесет разнообразие в
детские игры. Малыш может одной рукой держать вазу, а другой складывать
в нее маленькие шарики или мячики. Если ваза не слишком устойчива, игра
становится еще увлекательнее.
• Прозрачные и непрозрачные барьеры
Когда ребенок научился играть в разнообразные "прятки", попробуйте
еще один вариант. Положите игрушку за каким-нибудь прозрачным барьером.
Понаблюдайте, что будет делать ребенок. Попытается ли он достать
игрушку прямо, сквозь барьер, или обойдет преграду?
• Игра с пасхальными яйцами
Положите пластмассовые пасхальные яйца в коробочку для яиц. Передвигая яйца, малыш получит свой ранний урок в арифметике.
От 9 до 10 месяцев: • "Осязательная" игра
Дайте вашему малышу коробочку с различными кусочками ткани, которые
ему будет интересно трогать. Обязательно положите туда лоскутки грубой,
жесткой материи и гладкой, шелковистой. В хорошо подобранный набор
можно включить маленький квадратик линолеума, игральную карту, большую
пробку, кусочек бархата или атласа и губку. Вынимая из коробки кусочки
этих предметов и вкладывая их туда обратно, ребенок начинает различать
материалы осязательно.
• Переверните игрушки
Разложите перед ребенком игрушки, перевернув их вверх ногами
(надример, плюшевый медвежонок окажется стоящим на голове и т. д.).
Посмотрите,исправит ли малыш "положение" своих друзей.
• Липкая лента
Приклейте кусочек липкой ленты к тыльной стороне детской ладони. Ребенку будет интересно отрывать эту ленту.
• Дайте ребенку "пирамиду"
Если ребенок хоть один раз надел "кольцо" на стержень пирамиды, он
будет делать это снова и снова Игру можно сделать еще интереснее, если
стержень качать из стороны в сторону.
• Перевернутая кастрюлька
Опрокиньте кастрюльку вверх дном и дайте ее ребенку. Понаблюдайте,
сообразит ли он, как нужно ее перевернуть. Ваш ребенок уже многое знает
о том, как должны быть расположены предметы.
• Поиграйте в "дай мне игрушку"
Положите в коробку три разные игрушки. Назовите одну из игрушек и
попросите ребенка дать ее вам. Если он сделает это правильно,
изобразите шумный восторг.
• Вытягивание шарфиков
Возьмите несколько цветных шарфиков и свяжите их вместе. Пропустите
шарфики одним концом в картонную трубку, пусть малыш протащит через нее
все шарфики. Понаблюдайте, сможет ли ребенок запихнуть шарфики обратно
в трубку.
От 10 до 11 месяцев: • Разговор через трубку
Поговорите с ребенком через картонную трубку, стараясь изменить
голос. Вас удивит, с каким вниманием ребенок будет вас слушать, потом
подурачьтесь, произнеся в трубку какие-нибудь звуки: ба-ба-ба или
ма-ма-ма! Дайте трубку малышу. Возможно, ему захочется повторить эти
звуки.
• Детские кубики
Сделайте несколько красных картонных кубиков и один желтый (хорошо
подходят для этой цели 250-граммовые молочные упаковки, обклеенные
липкой бумагой). В желтый кубик положите колокольчик. Понаблюдайте,
сможет ли ребенок, отыскивая кубик с колокольчиком, отличить его по
цвету.
• Поищи и найди
Спрячьте под подушку часы или маленький радиоприемник. Ребенок
будет искать часы, прислушиваясь, где тикает. Такой опыт будет
совершенствовать его умение слушать.
• Время для музыки
Возьмите коробку из-под крупы и превратите ее в детский барабан. В
качестве палочки дайте малышу деревянную ложку и покажите, как ею бить
по коробке.
• Катание машинки
Покажите ребенку, как толкать маленькую машинку или грузовичок,
чтобы они ехали по полу. Через некоторое время малыш научится так
подталкивать машинку, что она долго будет катиться сама.
• Поиграйте в телефон
Возьмите игрушечный телефон и "поговорите" с ребенком, а потом
дайте поговорить ему. Играя в "телефон", малыш начнет получать
удовольствие от разговора. Еще лучше отключить настоящий телефон и
поиграть с ним, хотя тут могут быть свои неудобства. Ребенок может
захотеть снова поиграть, когда телефон не будет выключен.
От 11 до года: • Покормите куклу
Наденьте на руку игрушечного зверька. Дайте малышу мячик и
попросите его покормить игрушку. После того как вы покажете ребенку,
как это делается, он поймет, о чем вы говорите.
• За окном
Если вы услышите, как летит самолет или поет птичка, поднесите ребенка к окну и расскажите ему о том, что там видно.
• Через тоннель
Дайте игрушечной автомашине проехать через картонную трубку.
Ребенок будет с нетерпением ждать, когда она появится в другом конце
тоннеля.
• Наденьте куклу на руку
Дайте малышу на руку куклу, и пусть он заставляет ее двигаться.
• Игрушка с ленточкой
Привяжите разноцветные тесемки к двум самым любимым игрушкам вашего
ребенка, например к машинке и к мишке. Положите их на некотором
расстоянии от малыша, так чтобы он мог достать их, только дернув за
ленточку. Попросите его дать вам сначала мишку, а затем машинку. Вскоре
он научится доставать нужную игрушку. Попробуйте поиграть, спрятав
сначала одну, а затем обе игрушки, так чтобы малышу были видны только
ленточки.
• Заводная игрушка
Ребенок учится играть с игрушками, которыми можно управлять. Дайте
ему машинку, наверху у которой есть рычажок. С помощью этого рычажка
малыш может регулировать ее движение.
• Стул вместо ходунков
Если малыш начал ходить, покажите ему, как держась за маленький легкий стульчик, передвигать его по комнате.
• Пусть малыш, покатает коляску
Если ребенок только учится ходить, дайте ему покатать маленькую
коляску. Это полезное упражнение, с помощью которого ребенок учится
поддерживать равновесие и вовремя останавливаться. (Чтобы легкая
коляска стала более устойчивой, положите в нее тяжелую книгу.)
• Игра в мяч
Подтолкните мяч, так чтобы он покатился по направлению к ребенку, и
пусть малыш вернет его вам обратно. Пойте песенку и играйте в мячик,
стараясь поддерживать ритм.
• Заверните игрушки
Оберните игрушки фольгой или бумажным полотенцем, и пусть ребенок развернет их. Не завязывайте их тесемкой или лентой.
• Игра теней
В солнечный день возьмите малыша на прогулку и покажите ему, как
двигаются тени. Встаньте на его тень, а он пусть встанет на вашу.
• Брось горошину
Дайте ребенку сухой горох и большую миску или ведерко. Покажите, как нужно высыпать горох в миску.
• Мамин помощник
Дайте ребенку губку, чтобы он помог вам вытереть свой стол и стул.
• Маленький стульчик
Детям, которые научились ходить, нравится сидеть на маленьком
стульчике или скамеечке. Постарайтесь найти в доме маленький детский
шезлонг или стульчик с подушечкой. Он должен быть достаточно широким,
чтобы малыш мог взобраться на него, а затем повернуться. Детям иногда
трудно сразу удобно сесть на стульчик.
• Выскакивающая игрушка
Теперь, когда у ребенка достаточно развита координация движений,
ему нравится ударять по предметам, реагирующим на его действия.
Существует много игрушек с фигурками внутри, которые выскакивают
наружу, если по ним сильно стукнуть.
|