Несколько способов как психологически грамотно научить ребёнка правильно употреблять пищу.
Существует
убеждение, что в гостях неприлично съедать все без остатка, но это
«правило» пришло из прошлого, оно порождено стремлением показать: «Я не
беден и не голоден». Хозяйке, наоборот, приятно видеть доказательства
того, что все приготовлено вкусно. Но, конечно, следует разъяснить
детям, что нельзя впадать и в другую крайность — вылизывать тарелки,
даже если еда покажется очень вкусной, ведь это выглядит так
неэстетично.
Очень помогают маленьким детям усвоить правила
поведения за столом русские народные поговорки, вроде таких: «В солонку
пальцами не лазь — не заноси в солонки грязь». «Ешь пирог с грибами —
держи язык за зубами». Через них дети хорошо усваивают разумные и
полезные навыки, запоминая их на всю жизнь. — Ну, а если я ем не пирог с грибами, можно мне разговаривать? — спрашивает Катя. Можно
ли разговаривать во время еды? Существует еще одна поговорка: «Когда я
ем, я глух и нем». Но актуальна ли она для нас? В наше стремительное
время, при ускоренных темпах жизни, постоянной занятости члены одной
семьи общаются в основном во время завтрака или ужина и еще в выходные
дни. Поэтому, естественно, собравшись вместе за вечерним столом, они
обмениваются новостями и впечатлениями дня. При этом они без ущерба для
здоровья совмещают еду и беседу. Но маленьким детям, которые еще не
научились пережевывать и глотать пищу машинально, но постоянно
порываются говорить с набитым ртом, всякие разговоры во время еды
противопоказаны.
Если «маленький язычок» и мягкое небо не закроют
вовремя отверстие между полостью рта и полостью носа, пища может
попасть в нос. А если вовремя не сработает надгортанник, то пища может
проникнуть в дыхательное горло и даже в легкие. А это очень опасно.
Иногда дело кончается даже операцией.
Кроме того, разговаривая, ребенок может подавиться косточкой от рыбы или фруктов. Видимо, приведенные выше поговорки как раз и придумывались больше для маленьких детей. Для них они нисколько не устарели. Но
если разговаривать во время еды нельзя только маленьким детям, то
совмещать еду с другими посторонними делами — чтением, разгадыванием
кроссвордов или подготовкой к каким-либо занятиям — нельзя никому!
Однако примириться с этим требованием при дефиците времени и постоянной занятости современным школьникам бывает трудно. —
Папа, но почему мне нельзя есть и читать? Ведь свободного от уроков
времени почти не остается. Ты хочешь, чтобы я была отсталым и
некультурным человеком? — возмущается семиклассница Люда, когда у нее
отбирают «Гарри Поттера». — Во-первых, — говорит папа, поправляя
очки, — чтение во время обеда за общим столом — это и есть проявление
бескультурья, по крайней мере ты поступаешь неэтично по отношению к
окружающим. — А если я обедаю одна? — ищет лазейку Люда. — Все
равно нельзя. Это неуважение к книге, которую ты можешь запачкать. А
кроме того, совмещать еду и чтение вдвойне вредно. И это не мной
придумано, а доказано наукой. Раздвоенность внимания ухудшает
пищеварение и снижает усвояемость прочитанного. — За двумя зайцами
погонишься — ни одного не поймаешь? — спрашивает Люда и готовит
последний веский аргу-мент. — Тогда почему же вчера ты за завтраком
читал «Код Да Винчи»? Папа слегка краснеет. — Два — ноль в пользу
Люды, — произносит мама и строго добавляет: — я думаю, убедительная
папина речь будет воспринята вами обоими... |