Сегодня в условиях широчайшего
распространения и чрезвычайно обширного спектра антибактериальных препаратов, а
также повсеместного проведения профилактических прививок, охватывающего почти
100 % населения, детская смертность от таких заболеваний, как скарлатина,
дифтерия, коклюш, корь и т. д. практически сведена к нулю. Это
обстоятельство привело к тому, что в структуре летальности среди детского
населения на одно из первых мест вышел травматизм. Каждый год от различных
травм, аварий, несчастных случаев и дорожно‑транспортных происшествий страдает
и погибает в несколько раз больше детей, нежели от инфекционных заболеваний,
превалировавших в этой категории в прошлых столетиях.
Строго говоря, в полной мере детского
травматизма избежать невозможно, так как он в известной мере является обратной
стороной процесса изучения и познания ребенком окружающего мира и своих
собственных возможностей. В наших силах лишь сведение этого явления к минимуму,
насколько это возможно, и своевременное оказание пострадавшему ребенку
необходимой медицинской помощи для предупреждения развития осложнений и
скорейшего восстановления целостности и функций организма.
При анализе многочисленных случаев
детского травматизма можно заметить его зависимость от пола (мальчики
подвергаются воздействию различных травмирующих агентов чаще, чем девочки) и
возраста: здесь подразумевается качественный состав всех случаев травматизации.
Так, установлено, что у детей первого полугодия жизни значительно чаще, чем у
детей других возрастов, отмечаются случаи попадания в дыхательные пути
инородных тел и ранения тканей ротовой полости; это объясняется тем, что в этот
период рецепторный аппарат слизистой оболочки ротовой полости является
доминирующим, и ребенок тянет в рот все, что ему попадается под руку. В
годовалом возрасте большинство детей начинает самостоятельно ходить, что
создает предпосылки для падений с невысоких предметов и на ровном месте. В
позднем дошкольном возрасте с развитием некоторой самостоятельности и
повышением уровня любопытства значительно возрастает и вероятность не только
механических травм, но и электрических, термических, химических ожогов, а также
ранений. В младшем школьном возрасте с изменением образа жизни (школа, прогулки
на улице без присмотра родителей) повышается риск попадания ребенка в дорожно‑транспортные
происшествия, падения с большой высоты.
По характеру обстоятельств получения
травм и в зависимости от их причин, уместно деление детского травматизма на
следующие виды.
1. Родовой травматизм –
повреждения костей и мягких тканей новорожденного в процессе родов: часто при
неправильном положении, тазовом предлежании плода, наличии у матери общеравномерно
суженного таза, наложении акушерских щипцов, выполнении ручных пособий,
реанимационных мероприятий. Наиболее часто в ходе патологических родовых актов
имеют место переломы ключиц, черепа, плечевых и бедренных костей, может
пострадать и головной мозг. Предотвращение родовых травм является задачей
врачей родильных домов и акушеров.
2. Бытовой травматизм–
повреждения, получаемые в домашних условиях (дом, квартира, лестничная
площадка, двор); этот вид травматизма у детей лидирует по частоте и составляет
70 % от всего количества случаев травматизации. Основная ответственность
за предотвращение повреждений в быту лежит на родителях ребенка; рациональная
организация ухода за детьми, осторожность, ответственность, самодисциплина
должны играть ведущую роль в сохранении, укреплении здоровья и предупреждении
опасных ситуаций.
3. Уличный травматизм –
подразделяется также на транспортный и нетранспортный.
4. Школьный травматизм–
получение ребенком повреждений в школе во время перемен из‑за нарушения правил
внутреннего порядка.
5. Спортивный травматизм –
развивается во время спортивных мероприятий; в профилактике этих повреждений
особое место занимает организация проведения занятий по физической культуре,
соревнований, соблюдение техники безопасности, обучение правилам падения,
организация страховки, надежное и исправное состояние спортивного оборудования
и инвентаря, благоприятные условия в помещениях для занятий.
6. Прочий травматизм (последствия
контакта с взрывоопасными веществами и предметами).
По патофизиологическому принципу можно
выделить механические поражения (переломы, ушибы, вывихи, растяжения, ранения и
т. д.), термические поражения (ожоги и отморожения), электротравмы и
отравления.
Данный ресурс является некоммерческим, содержит в том числе и ссылки на сторонние ресурсы. Владельцы и создатели сайта не несут ответственность за использование ссылок и информации, представленных на этом сайте. Вся информация и ссылки представлены исключительно в ознакомительных целях и предназначены только для просмотра