·Нужно ли ребенку ходить в детский сад? Говорят, «домашние»
дети очень трудно адаптируются в школе, потому что т привыкли находиться в коллективе.
До недавних пор считалось, что детский
сад является по-настоящему необходимым звеном в развитии каждого ребенка. И
действительно, «домашние» детишки часто с трудом приспосабливались к школьным
правилам, к правилам общения, принятым в группе сверстников. Пожалуй, эти трудности
объяснялись прежде всего тем, что таких детей было очень мало, подавляющее
большинство составляли именно «садиковые» дети. Зачастую дети переходили целыми
группами из «дворового» детского сада в такую же «дворовую» (то есть по
микрорайону) школу. И если в этот же класс попадал ребенок, который первые семь
лет жизни провел подмаминым и
бабушкиным крылом, ему, конечно, приходилось несладко.
Сегодня ситуация иная. Дети, никогда не
посещавшие детского сада, перестали быть исключением. Кроме того, и само
понятие "детский сад" в наши дни не так однозначно, как прежде.
Помимо стандартного государственного сада, существует целый ряд других
вариантов "трудоустройства" дошколенка. (Подробнее о том, какие
бывают детские сады и различны группы раннего развития, мы поговорим чуть
позже).
Так что в первый класс дети приходят с самым
разнообразным "багажом": кто-то ходил в обычный садик, кто-то – в
какой-нибудь Центр развития, в кто-то и дома с няней сидел.
И вот стали слышны поначалу робкие, но набирающие
силу голоса тех, кто взял на себя смелость утверждать: "домашние"
дети ничуть не хуже "садиковых"! Конечно, везде есть исключения, но в
общем целом ребенок, воспитанный дома, а не в "учреждении", вполне
может быть таким же развитым, самостоятельным, инициативным и общительным, как
и воспитанник детского сада. Другое дело, что для этого родители должны не
просто "хранить" драгоценное чадо дома, а работать над развитием в
нем всех этих качеств.
Что же именно дает посещение детского сада ребенку?
Прежде всего - возможность общения со
сверстниками, включенность в группу. Вы можете быть убежденными
индивидуалистами, замкнутыми и необщительными, но необходимо помнить: примерно начиная с трех лет (а уж с четырех
– совершенно точно!) ребенок нуждается в общении с другими детьми. И эту возможность
вы обязательно должны ему предоставить.
Разумеется, в детском саду ребенок научится
общаться не только с другими детьми, но и со взрослыми. До начала школьного
возраста родители, конечно, остаются единственными по-настоящему авторитетными
взрослыми в жизни ребенка. Но опыт общения с воспитателями в детском саду помогает
ребенку в дальнейшем избежать трудностей в установлении отношений со школьными
учителями. Малыш узнает, что помимо мамы
есть и другие взрослые, к мнению которых нужно прислушиваться, а иногда и
просто подчиняться.
С этим моментом естественным образом связан и
другой: в детском саду ребенок знакомится
с определенными правилами поведения и учится соблюдать их. Слово
"дисциплина" у многих из нас вызывает достаточно негативное
отношение, поскольку ассоциируется с "уравнительной" муштрой,
принятой и в садиках, и в школах советской эпохи. Но если отвлечься от этих ассоциаций
и понимать под словом "дисциплина" всего-навсего умение
придерживаться необходимых правил человеческого общежития, то следует признать:
эти навыки ребенку необходимы.
Наконец, в детском саду ребенок получает
возможности для интеллектуального и
физического развития. Строго говоря,
стандартные образовательные программы, принятые в государственных детских
садах, оставляют желать лучшего: во многих обычных садах занятий маловато, да и
проводятся далеко не на высшем уровне. Одного лишь "садикового"
образования ребенку недостаточно.
В
любом случаеродители должны заниматься
с малышом сами. Но если "домашний" ребенок целые дни проводит
исключительно перед экраном телевизора, то в детском саду он, конечно, получит
несравненно больше. Рисование, лепка, конструирование, развитие речи, музыкальные
занятия и физкультура – этот минимальный "джентльменский набор"
обеспечит и самый простенький государственный садик. Если же вам повезет и вы
найдете по-настоящему хороший детский сад (таковыми бывают и государственные) с
хорошей, обширной программой, можно рассчитывать, что вашему малышу будет там
по0настоящему интересно.
·Могу ли я дома обеспечивать
ребенку все условия, необходимые для его гармоничного развития, не отдавая его
в детский сад?
В принципе это возможно. Но лишь в том случае, если
вы действительно готовы к этой очень и очень серьезной работе. Самое сложное в
домашнем воспитании – это, пожалуй, не интеллектуальные или физическое развитие
ребенка. Как раз в этих направлениях заботливая и образованная мама может дать
ребенку намного больше, чем занятия в детском саду. Значительно труднее создать
малышу необходимые условия для социального развития.
Выше мы уже говорили о главных плюсах детского
сада: ребенок получает возможность общаться со сверстниками и с другими, помимо
родителей, взрослыми, учится вести себя в "обществе", соблюдать
правила. И если вы не хотите отдавать малыша в садик, вам нужно хорошенько
продумывать, каким именно образом вы представите ребенку эти возможности.
"Домашний" ребенок должен проводить много
времени на детских площадках, играя с другими детьми. Кроме того, очень
желательно обеспечить ему какого-то постоянного друга-ровесника – а лучше,
нескольких друзей. Нужно возить его в гости и приглашать других детей к себе.
Эта задача вполне осуществима. Но нельзя забывать о
другом важном момент – общении ребенка
со взрослыми. Не секрет, что женщины, предпочитающие сидеть дома с детьми
до тех пор, пока не наступить пора идти в школу, часто отличаются повышенным
чувством родительского долга и стремлением непременно быть идеальными мамами.
Из этого похвального стремления вытекают некоторые довольно неблагоприятные
последствия: такие мамы почти всегда бывают убеждены, что попросту не имеют
права доверить своего драгоценного малыша кому-то постороннему (причем в
категорию "посторонних" нередко попадают вообще все люди – в том числе
и ближайшие подруги, и бабушки с дедушками).
Если вы не отдаете ребенка в садик потому, что не
доверяете воспитателям и считаете, что никто, кроме вас, не сумеет правильно
обращаться с ребенком, находить нужный подход к нему, - вам нужно срочно менять
эту точку зрения! конечно, ребенка нельзя отдать в первые попавшиеся руки. Но и
ограничивать его мир лишь своей собственной персоной нельзя тоже. Вам нужно понять,
что ребенку необходим опыт общения с
другими взрослыми, помимо мамы – пусть даже эта мама действительно лучшая в
мире!
Не хотите отправлять ненаглядное чадо в детский садик
– отдайте его в какой-нибудь кружок, секцию, игровую группу. Договоритесь с
кем-нибудь из подруг, что время от времен ваш ребенок будет проводить денек у
нее. Самое лучшее – если среди ваших знакомых есть такие же молодые мамы, как и
вы. Вы можете составить "график посещений", по очереди принимая у
себя других детишек. Пусть ваш частный "детский садик"
"работает" всего лишь несколько часов в день, хотя бы пару раз в
неделю: это уже принесет малышам большую пользу. Они и друг с другом научатся
общаться, и понемножку будут привыкать к тому, что слушаться порой приходится
не только маму.
Обращайте больше внимания на то, как ваш ребенок общается с другими
детьми на площадке, в гостях. Легко ли он
знакомится. Умеет ли играть, соблюдать очередность и правила игры. Может ли
поделиться игрушками и при необходимости отстоять свою собственность и свои
интересы. Это очень важные критерии его социального развития, и если годам к
пяти ребенок таки не приобретает соответствующих коммуникативных навыков, стоит
посоветоваться с детским психологом и подыскать какую-то замену детскому саду –
группу развития, игровую группу, детский клуб и т.п.
Данный ресурс является некоммерческим, содержит в том числе и ссылки на сторонние ресурсы. Владельцы и создатели сайта не несут ответственность за использование ссылок и информации, представленных на этом сайте. Вся информация и ссылки представлены исключительно в ознакомительных целях и предназначены только для просмотра