У педагогики Монтессори много очень
привлекательных сторон. Это прежде всего индивидуальное внимание к личности
каждого ребенка, создание условий для его развития — именно в том темпе, который
присущ этому ребенку.
Девиз педагогики Монтессори — «Помоги
мне сделать это самому». Основной пафос теории Монтессори заключается и меч и
«о и том, что ребенок
может и должен развиваться
самостоятельно, в соответствии с «планом» развития, заложенным в нем самой
природой. Задача воспитателей и педагогов состоит не в том, чтобы «вложить» в
него как можно больше знаний и умений, а в том, чтобы создать особую среду,
способствующую развитию. Учитель не ведет за собой ребенка, а следует за ним, в
нужный момент лишь помогая ему.
Развивающая среда Монтессори продумана
до мелочей. Разработанные ею пособия давно обрели мировую славу и разошлись
далеко за пределы собственно педагогики Монтессори — их используют сегодня все,
кто так или иначе работает с детьми - дошкольниками.
«Помогающая» позиция педагога вовсе не
означает его пассивности. Педагогическая система Монтессори представляет собой
тщательно разработанную систему, с продуманной теоретической базой и вполне
определенными методиками. Педагоги, работающие по системе Монтессори, должны
проходить весьма серьезную подготовку.
Несмотря на то что Мария Монтессори
создавала свою педагогику в начале двадцатого столетия, и в наши дни ее система
пользуется все возрастающей популярностью. При этом первоначальная система
Монтессори развивается, дополняется и модифицируется. Сегодня в развивающих центрах
вам могут предложить не только занятия в развивающей среде, но и музыкальные,
танцевальные занятия, изучение иностранных языков и других предметов «по Монтессори».
С одной стороны, такое расширение
границ методы, созданной столетие назад, представляет собой естественный и
позитивный процесс. С другой стороны, нужно отдавать себе отчет, что под
вывеской с заветным словом «Монтессори» энтузиасты могут проводить практически
любые педагогические эксперименты, зачастую имеющие мало отношения к
«первоисточнику». Хорошо это или плохо — судить можно только в каждом конкретном
случае.
Что же касается детских садов,
работающих под эгидой педагогики Монтессори, будьте готовы к тому, что в них
предъявят достаточно высокие требования к вам, родителям. Для того чтобы вашего
ребенка приняли в такой садик, у вас должно быть достаточно полное
представление об особенностях педагогики Монтессори и, разумеется, соглашаться
с ее положениями и методами. Педагоги в Монтессори-садиках работают в тесном
контакте с родителями: беседы, консультации, родительские тренинги, участие в
изготовлении пособий - все это активная работа родителей, без которой
пребывание ребенка в таком саду теряет свой смысл.
Еще в тридцатые годы официальная
советская педагогика в пух и прах раскритиковала систему Монтессори, обвинив ее
в «индивидуализме, отсутствии коллективного духа и связи с жизнью». К
сожалению, в известной степени эти упреки можно адресовать педагогике
Монтессори и сегодня. Действительно, акцент всегда делается на «я», а не на
«мы». С одной стороны, это можно только приветствовать: времена, когда «я» у
нас было в полном подчинении от «мы», еще свежи в памяти и не вызывают большой
радости. С другой стороны, крайний индивидуализм и неумение учитывать интересы
группы тоже вряд ли можно считать идеалом, к которому надо стремиться.
Монтессори-садов становится все больше.
Монтессори-школ по всей стране — единицы (да и те, что есть, можно расценивать
лишь как экспериментальные площадки). Таким образом, вы должны быть готовы к
тому, что по окончании детского сада Монтессори ребенка придется достаточно резко
переводить на рельсы традиционной школьной педагогики.
·Многие мои
знакомые очень нахваливают вальдорфские детские сады. Действительно ли они
лучше обычных?
В рамках этой книги мы не можем
подробно проанализировать достоинства и недостатки вальдорфской педагогики и
антропософского мировоззрения, которое лежит в ее основе. Поэтому постараемся
достаточно коротко ответить на вопрос о детских садах.
На первый взгляд, вальдорфский детский
сад — воистину райское местечко для любого ребенка. Теплая, гостеприимная обстановка,
воспитатели, которые встречают каждого из своих подопечных с распростертыми
объятиями (в буквальном смысле, и это даже называется «жест принятия»).
Индивидуальный подход, о котором так
мечтает любая заботливая мама. Продуманная система занятий, праздников,
внимание к физическому развитию детей.
Воспитанники вальдорфского детского
сада живут в особом ритме: у них есть свои традиции, праздники, которые, по
мнению теоретиков этой системы, поддерживают в душе ребенка гармонию с
природой. Вообще, «природность» и «естественность» представляют собой одну из
важнейших ценностейдля идеологов
вальдорфской педагогики. Здесь есть свои представления о законах развития
ребенка и о том, как именно нужно содействовать этому развитию . Например, в
вальдорфском детском саду вы не найдете «искусственных» игрушек — «магазинных»
кукол, конструкторов, машинок. По мнению вальдорфских педагогов, ребенок должен
иметь дело только с природным материалом — камни, дерево, натуральные ткани.
Именно из этих материалов дети сами (под руководством педагогов) мастерят себе
игрушки.
Еще в вальдорфском детском саду дети
пекут печенье, готовят винегрет, работают за настоящим верстаком с настоящими
столярными инструментами. А еще — слушают сказки, которые рассказывают им
воспитатели (кстати, придумывать и рассказывать сказки — одно из искусств,
которыми непременно должен владеть вальдорфский педагог).
Есть еще много разных подробностей, но
их изложение заняло бы слишком много места. Поэтому перейдем к критике. Итак,
первое, что нужно понять: отдавая ребенка в вальдорфский детский сад, вы
выбираете ему не просто садик, а образ жизни и даже мировоззрение. Причем вы
сами тоже должны разделять это мировоззрение.
Если вы просто ищите садик, в котором к
вашему малышу будут относиться внимательно и заботливо, — вальдорфский сад вам
ни к чему. Положения вальдорфской педагогики вызывают множество весьма
обоснованных возражений, и практика показывает, что повзрослевшие воспитанники
вальдорфских детских садов испытывают самые разнообразные трудности в дальнейшей
жизни.
В вальдорфских детских садах почти не
бывает свободных мест, а вот отдавать детей в вальдорфские школы родители
почему-то не стремятся. Это не удивительно, если учесть тот факт, что читать
там дети начинают лишь к третьему классу...
При современном положении дел, ребенок
должен иметь довольно приличную подготовку, чтобы мог попасть в хорошую школу.
Разумеется, в вальдорфском детском саду ни о какой подготовке к школе не может
идти и речи.
Помимо качества образования, есть еще
один момент, пожалуй, даже более важный. Раннее вальдорфское воспитание
замыкает детей в этой среде, этом особом мирке, который отличается от большого
и настоящего мира. В этом мирке существуют свои правила и традиции, своя мифология,
религия, атмосфера и ритм жизни. И даже если ребенок позднее будет учиться в
обычной школе, этот своеобразный ранний детский опыт не пройдет для него
бесследно. Бывшие воспитанники вальдорфских детских садов часто испытывают
трудности в адаптации к школе, в налаживании отношений со сверстниками.
Воспитание, полученное в вальдорфском детском саду, нередко приносит довольно
горькие плоды уже в подростковом возрасте, когда дети начинают «радовать» родителей
и учителей асоциальным поведением.
Кого направляют в логопедический садик? Стоит ли
стремиться попасть в такой детский сад?
Во-вторых, в речевых садиках очень
неплохо готовят к школе, поскольку по программе речевой группы проводится
обучение чтению и письму, элементарным математическим знаниям, дается большой
запас знаний об окружающем мире.
В речевой группе, помимо воспитателя и
няни, работает логопед. Он проводит индивидуальные и групповые занятия. Дети
получают на дом задания, которые они должны выполнять вместе с родителями.
Логопед постоянно поддерживает контакт с родителями, дает индивидуальные
рекомендации по занятиям с ребенком, обсуждает его проблемы и успехи.
Если в садике есть группы для детей с
ослабленным здоровьем, то в нем помимо педагогов работают педиатры,
невропатологи, физиотерапевты, врачи ЛФК. В таких садах часто имеются бассейны,
комнаты для релаксации, спортзал, кабинет физиотерапии. В штате сада может быть
и детский психолог.
Одних родителей очень привлекает все
это великолепие, и они мечтают определить своих чад именно в речевой садик.
Другие опасаются логопедических детских садов, считая, что ребенок, оказавшийся
в среде плохо говорящих сверстников, станет говорить еще хуже, чем прежде.
Кроме того, в представлении многих родителей речевой сад неизбежно связывается
с диагнозом «на всю жизнь».
Это заблуждения. Ребенок с
логопедическими проблемами не начинает говорить хуже из-за того, что общается с
другими детьми со сходными нарушениями. Исключения составляют лишь те случаи,
когда ребенок с нарушениями произношения оказывается в группе детей, которые заикаются.
Действительно, известны случаи, когда у ребенка развивается заикание «по
подражанию». Но подобных ошибок специалисты, как правило, избегают.
Что же касается опасений по поводу
диагноза, который «испортит жизнь», следует понимать: само по себе пребывание в
логопедическом садике, как и логопедический диагноз, вовсе не являются
препятствием для поступления в хорошую школу. Напротив, как мы уже говорили, в
речевых садах дети получают разностороннюю подготовку к школе. Другое дело,
если нарушения речи связаны с той или иной формой задержки психического
развития (ЗПР). Но для детишек с ЗПР существуют особые коррекционные детские
сады, и это уже совсем другой случай. В целом же, нарушения речи у ребенка,
пусть даже сравнительно незначительные, нельзя игнорировать. Если вовремя не
обратить на них внимания, впоследствии у ребенка могут возникнуть трудности при
обучении чтению и письму.
Наконец, следует знать: вы не можете
определить ребенка в речевой детский сад по собственному желанию. В такие
садики детишек отбирают только по показаниям специалистов. В начале и середине
года логопеды, работающие в речевых садах, совершают рейды по массовым садам
района. Они проводят обследования и выявляют детишек с нарушениями речи.
Родителям таких детей выдается список документов, которые необходимо собрать
для прохождения медико - педагогической комиссии. Нужно посетить
врачей-специалистов: педиатра, невропатолога, психиатра, ортопеда и ЛОРа, а
также получить характеристику от воспитателя в детском саду и заключение о
состоянии здоровья ребенка.
У логопедических (речевых) садов есть
ряд преимуществ. Во-первых, в группе здесь должно быть 8— 12 детишек, а не 20,
как в обычном детском саду.
Комиссия проводится в марте — апреле. В
состав комиссии входят логопеды, психолог, педиатры и заведующие детских садов,
которые комплектуют группы на следующий учебный год — с сентября. На комиссии
ребенка определяют в одну из следующих групп: заикания;
общего недоразвития речи (сюда
направляют детей с задержкой развития речи или грубыми лексико - грамматическими
нарушениями речи); фонетико-фонематического нарушения речи (попросту говоря,
это нарушения произношения — случаи, когда ребенок неправильно произносит 10—12
звуков); нарушения произношения отдельных звуков (2 — 3 звука).
Данный ресурс является некоммерческим, содержит в том числе и ссылки на сторонние ресурсы. Владельцы и создатели сайта не несут ответственность за использование ссылок и информации, представленных на этом сайте. Вся информация и ссылки представлены исключительно в ознакомительных целях и предназначены только для просмотра