·Нужно ли заранее
знакомить ребенка с садиком, в который он вскоре пойдет?
Нужно обязательно! Это, так сказать,
азы адаптации. Для начала еще до того, как вы впервые отправитесь в детский
сад, нужно рассказывать малышу о том, что скоро в его жизни наступят такие перемены.
Постарайтесь нарисовать
привлекательную, но, конечно, не вымышленную картину: как интересно ходить в
детский сад, где есть такие игрушки, каких нет дома, есть своя площадка для
прогулок.
Рассказывайте ребенку о том, что в садике
дети не только играют, но еще поют и танцуют, устраивают праздники, рисуют и
лепят из пластилина, ходят в спортивный зал и т. д.
Как правило, достаточно ценным
оказывается упоминание о том, что в садик можно ходить только большим деткам
(«таким большим, как ты!»). Хорошо, если у вашего ребенка есть знакомые дети
постарше его, которые уже ходят в садик, — можно приводить их в пример: «Твой
друг Сережа уже давно ходит в садик, у него там много друзей, а теперь вот и ты
подрос, тебе уже тоже разрешат ходить в детский сад». Можно сказать ребенку,
что он будет ходить «на работу» — как мама с папой.
Одним словом, важно, чтобы возможность
ходить в детский сад подавалась как нечто важное и значительное, заслуженное
ребенком, потому что он уже вырос и многому научился. Разумеется, ни в коем
случае нельзя угрожать малышу садиком: «Вот подожди, отдам тебя в садик, там
тебя быстро отучат капризничать и ныть!» — это не сделает ребенка более
покладистым дома, зато создаст серьезные трудности при адаптации к детскому
саду.
Когда садик уже выбран, можно
переходить от слов к действиям. Отправляйтесь на прогулку. Сначала можно просто
посмотреть на садик и окружающую его площадку издалека, потом — прогуляться по
территории. Можно каждый день ходить на прогулку именно к детскому саду, гулять
на площадке рядом с ним, так, чтобы малышу хорошо было видно происходящее на
территории: как дети из садика гуляют, играют, какие большие корзины с
игрушками выносят на улицу воспитательницы... Если ребенок уже достиг
подходящего для садика возраста, он наверняка заинтересуется этой шумной жизнью
своих сверстников, захочет подойти поближе.
Еще очень хорошо прогуливаться рядом с
детским садом вечером, когда дети уходят домой. Важно заранее убедить малыша в
том, что посещение садика — явление конечное: мамы обязательно приходят и
забирают детей после того, как те вдоволь наиграются и нагуляются в саду.
Теперь можно сокращать дистанцию и
переходить к непосредственному знакомству с воспитателями, а потом и с
детьми. Воспитатели почти никогда не возражают против того, чтобы новенький
малыш вместе с мамой участвовал в прогулках группы. Не заталкивайте своего ребенка
сразу же в самую середину детской «тусовки»: пусть играет чуть в сторонке. Но
если у него уже есть опыт совместных игр с детьми на детской площадке, то он, скорее
всего, сам достаточно скоро включится в общие занятия.
Через несколько дней, убедившись в том,
что ребенок спокойно и с удовольствием играет с другими детьми и не испытывает
дискомфорта в тех случаях, когда к нему обращается воспитательница, можно
попробовать ненадолго отлучиться с площадки. Этот маневр, как правило, тоже не
вызывает никаких протестов у воспитателей. Для первого раза вполне хватит
получаса, а если дело пойдет хорошо, то еще через день-другой можно оставлять
ребенка на время всей прогулки.
Забирая малыша с площадке, не забудьте
напомнить ему: «Сейчас все дети пойдут в свою комнату в садике, будут обедать,
а потом спать. И мы с тобой пойдем обедать и спать, а завтра опять обязательно
придем гулять сюда».
·Можно ли и нужно в
первые дни ходить в группу вместе с ребенком?
Это вопрос спорный. Большинство
психологов отвечает на него единодушно и утвердительно. Но пожалуй, решение
все-таки нужно принимать, исходя из каждой конкретной ситуации.
Во всех случаях желательно в первый раз
зайти в группу вместе с ребенком. Вместе с ним рассмотреть игрушки, картинки на
стенах, зайти в спальню и попросить воспитателя показать малышу, где его кроватка.
Совершить экскурсию в туалет, показать ребенку, где он будет мыть руки. Может
быть, побыть в группе еще какое-то, но недолгое время. А потом уйти домой —
вместе с ребенком. Перед уходом обязательно попрощайтесь с детьми и
воспитателем, пообещайте, что завтра малыш придет снова. Такая ознакомительная
экскурсия вместе с мамой подтвердит малышу безопасность этой новой обстановки.
На следующий день он придет в уже знакомое место, осмотренное и одобренное
мамой. И встретит его уже знакомая воспитательница, с которой он гулял и с
которой знакома его мама.
А вот дальнейшие действия могут быть,
различными, в зависимости от поведения ребенка. Вполне возможно, что
предварительная работа в виде совместных прогулок уже сделала свое дело, и ребенок
пойдет в группу вполне спокойно. В этом случае достаточно напомнить малышу при
расставании, в какое именно время вы придете его забирать
(это очень важный момент, и о немне следует забывать ни сейчас, ни в
дальнейшем!).
Если же малыш напряжен, испуган,
неуверен в себе и ни в какую не хочет отпускать от себя маму, то нужно идти в
группу вместе с ним. Часто воспитатели (особенно пожилые, «старой закалки») готовы
буквально силой отрывать ребенка от мамы и уносить его в группу, невзирая на
отчаянные вопли. При этом они утешают маму: «Ничего страшного! Как только вы
уйдете, он кричать перестанет!»
Действительно, этот метод срабатывает:
лишь в крайне редких случаях малыш будет продолжать кричать так же пронзительно
после того, как мама скроется из виду. Не исключено, что он совершен но
успокоится и втянется в занятия других детей. Возможно, будет просто тихо
плакать в углу, а может быть, и плакать не станет, а просто просидит у окна все
время до возвращения мамы. Вполне вероятно, что он будет вести себя очень
хорошо, а на следующий день заболеет...
Одним словом, результаты такого
радикального поступка могут оказаться самыми разными. Но стоит ли ставить
подобные эксперименты на собственном ребенке? Ведь в любом случае это сильнейший
стресс, и реакция — явная и бурная или скрытая и отсроченная по времени — все
равно наступит. Так что лучше набраться терпения, поблагодарить воспитателя за
желание помочь — и идти другим путем, то есть в группу вместе с ребенком, но для того чтобы ваше совместное
пребывание в группе имело смысл, не стоит упускать из виду конечную цель —
приучить малыша к тому, что он может оставаться здесь без вас. Поэтому старайтесь как можно меньше напоминать ребенку о
своем присутствии. Как только он сам перестанет цепляться за вас и обратит свой
интерес на игрушки или других детей, отходите в сторонку. Не стремитесь сразу
же покинуть группу, дайте малышу время на то, чтобы почувствовать себя более
уверенно, но держитесь на расстоянии. Если ребенок обращается к вам с
каким-нибудь вопросом — на пример, можно ли взять ту или иную игрушку,
предлагайте ему спросить об этом воспитательницу. То есть все время и словами,
и своим поведением демонстрируйте тот факт, что вы гарантируете малышу его
безопасность в этой обстановке, но не являетесь здесь главным лицом.
Не усаживайтесь со своим ребенком
поиграть где-нибудь в уголочке. Общайтесь с другими детьми. Если ваш малыш
ведет себя пассивно, начните сами играть с другими детишками, а когда ваш ребенок
присоединится к общей игре и увлечется ею, отходите в сторонку.
Затягивать совместные походы в детский
сад все же не стоит. Уже буквально через день-другой, убедившись, что ребенок
более или менее освоился в новой обстановке, уходите из группы. Для начала — на
полчаса. Предупредите ребенка, что только сходите в ближайший магазин и сразу
вернетесь за ним, а потом вместе пойдете домой. Повторите маневр еще один -два
раза, увеличивая время отсутствия. Забирая малыша домой, предупредите его, что
завтра он уже останется в группе сам, как и все другие детишки.
Маме на заметку
Воспитатели, как правило, очень не
любят родителей в группе. К прогулкам с мамой они обычно относятся
положительно, а вот проникновению мамы в «святая святых» противятся изо всех
сил. Главный аргумент звучит так: «Он привыкнет, что сюда можно ходить с мамой,
и потом его без вас в группу вообще будет не затащить». Думается, что при
разумных действиях эта проблема вполне разрешима. Воспитателя можно убедить
примерно так: «Его и сейчас без меня никуда не затащить. Так давайте хотя бы
попробуем приучить его к садику мягко! » Вообще, всеми силами старайтесь
«перетянуть» воспитателя на свою сторону, взаимодействовать с ним, как с
союзником и сотрудником, а не как с враждебной силой, которую нужно
«побеждать». Но на всякий случай имейте в виду: у вас есть законом
установленное право в течение первых пяти дней (которые вполне официально
именуются «периодом адаптации») присутствовать в группе рядом с ребенком.
·Нужно ли оставлять
ребенка в садике сразу на полный день?
Этот вопрос вызывает у воспитателей и
психологов меньше разногласий, чем вопрос о допуске мамы в группу. Но часть
воспитателей все-таки придерживается того мнения, что «растягивать удовольствие»
совершенно незачем и новичок должен с первого дня жить по правилам, установленным
для всех. Другие, наоборот, резко отрицательно относятся к идее сразу же
устраивать ребенку «полное погружение».
Правы, скорее, вторые. В первое время —
хотя бы неделю, лучше две — малышу достаточно оставаться в садике до обеда.
Исключение составляют детишки, которые .сразу спокойно пошли в группу без мамы
и приучены без проблем спать днем. Но такие идеальные случаи очень редки.
Даже если ребенок хорошо адаптируется,
без протестов идет в садик, в первые дни обилие новых впечатлений вызывает в
нем сильную усталость. Целый день в садике, в компании пятнадцати сверстников и
малознакомых тетенек — это огромная нагрузка на нервную систему. Так что стоит
поберечь здоровье ребенка. Дождитесь того момента, когда его эмоциональное
состояние окончательно выровняется, и уж тогда смело оставляйте его в садике на
тихий час.
·Первые три дня ребенок отходил в садик совершенно спокойно,
а потом вдруг стал капризничать, отказываться идти в группу. Что же случилось?
Да, бывает и так: только вы
расслабитесь, порадуетесь тому, какой у вас «беспроблемный» ребенок и как
быстро он в отличие от других детей адаптировался к новым условиям, — и вот,
пожалуйста! Крик, плач, скандал и решительный отказ идти в детский сад!
Первое, что приходит в голову
перепуганным родителям, — малыша в садике обидели или напугали. Полностью
исключать такую возможность, к сожалению, нельзя, но это далеко не обязательно должно
быть именно так.
Данный ресурс является некоммерческим, содержит в том числе и ссылки на сторонние ресурсы. Владельцы и создатели сайта не несут ответственность за использование ссылок и информации, представленных на этом сайте. Вся информация и ссылки представлены исключительно в ознакомительных целях и предназначены только для просмотра