Когда ребенок становится взрослым?
Некоторые считают, что это случается в день, когда ему исполняется 18,
другие убеждены, что учеба в институте вполне еще относится к
отрочеству, а взрослая жизнь начинается с поступлением на работу. Есть
еще сторонники взглядов: «Выдам замуж/женю, тогда можно и вздохнуть».
"Не
знаю, что делать, – жалуется Анна, мама 21-летнего Сергея. – Сын учится
на четвертом курсе платного института. Разумеется, я оплачиваю его
учебу, ведь образование очень важно. Но я надеялась на то, что он
понемногу будет работать, такая возможность есть. Думала даже, что
вскоре сможет и мне помогать финансово. Однако недавно он заявил, что я
обязана его обеспечивать, потому что работать где попало он не
собирается. Живем мы вдвоем, мне уже 55 лет, и боюсь, что долго
содержать его я не смогу. Ведь ему нужны деньги и на одежду, и на
развлечения, и на путешествия – он не привык экономить…"
Психологи
отмечают, что подобные жалобы родителей на взрослых детей – явление
очень частое. Причем чаще всего родители убеждены: до 20–25 лет они
должны дать ребенку все – достаток, образование, беззаботную жизнь,
жилье… А потом, когда финансировать растущие потребности становится
тяжело, родители вдруг обнаруживают, что выросший сын или дочь иного и
не представляет. В этот момент и рождаются конфликты.
«Ты уже
взрослый и должен обеспечивать себя», – говорит родитель. «А что
изменилось?» – искренне удивляется ребенок, в сознании которого
действительно никаких перемен не произошло. Упреки в свой адрес он
считает обидными.
«Если я завожу разговор о том, что хорошо бы и
работать, нести ответственность за что-то, то в ответ слышу: «Опять ты
про деньги! Больше ни о чем говорить не можешь», – рассказывает Алла,
живущая вместе с 23-летним сыном, – а ведь я всю жизнь только для него
старалась. Теперь же он злится, говорит, что вообще уедет, что я его
замучила придирками и своей жадностью».
Граница детства
Когда
ребенок становится взрослым? Некоторые считают, что это случается в
день, когда ему исполняется 18, другие убеждены, что учеба в институте
вполне еще относится к отрочеству, а взрослая жизнь начинается с
поступлением на работу. Есть еще сторонники взглядов: «Выдам замуж/женю,
тогда можно и вздохнуть». Результатом этой размытости границ часто
становится противоречие: с одной стороны, с 18–20-летнего человека
требуют взрослых решений, а с другой, – не дают возможности
самостоятельно управлять своей жизнью. Да и взрослые оказываются в
растерянности: когда их ребенок перестает быть подростком?
В
разные времена в различных культурах люди пытались решить эту задачу. И
чаще всего проводили границу искусственно, с помощью обрядов и ритуалов.
Например, в большинстве племен Австралии и Африки есть ритуал
инициации. Как правило, драматургия ритуала построена на преодолении
опасности, угрозе жизни, часто – на умирании, через которое нужно пройти
для перехода в другое качество. Это умирание детства и рождение зрелого
человека. В строго определенном возрасте ребенок проходит инициацию и с
этого момента официально считается взрослым.
В нашей культуре
таких обрядов нет, поэтому каждая семья вынуждена искать ориентиры сама.
Что может стать симптомом взросления? «Юный индивид, – написала однажды
известный французский психоаналитик Франсуаза Дольто, – выходит из
отрочества, когда тревога за него его собственных родителей не
производит на него тормозящего действия. То, что я говорю, не слишком
приятно для родителей, но это та правда, которая поможет им ясно увидеть
картину: их дети стали взрослыми, раз они способны освободиться от
родительского влияния, думая про себя приблизительно следующее:
«Родители есть родители, их не меняют, да я и не стремлюсь их поменять.
Они не принимают меня таким, какой я есть, тем хуже для них, я от них
ухожу». И уходят без всякого чувства вины. В этот момент резкого
перелома большинство родителей склонны обвинять своих детей, поскольку
те заставляют их страдать. Тревога родителей растет: «Что с ними будет,
ведь у них нет никакого опыта?..» – и так далее, и тому подобное».
Заменой
ритуала инициации сегодня может стать, по мнению Франсуазы Дольто,
некий юношеский проект, мечта, осуществление которой связано с серьезным
усилием и даже иногда с опасностью. Самому заработать деньги,
совершить необычное, даже рискованное путешествие – мечты об этом
говорят о том, что подросток находится в переходной фазе от отрочества
во взрослое состояние. И от поведения взрослых в этот момент зависит то,
как этот переход пройдет. Лучше всего эту мечту подпитывать, а не
противоречить ей. «Если у подростка есть какой-нибудь проект, – говорит
Дольто, – пусть даже долгосрочный, это его спасет. Нужно, чтобы что-то
питало его замыслы. Это то, что делает ожидание терпимым, когда ты в
чистилище юности, в состоянии бессилия и экономической зависимости…»
Школа взросления
Но,
чтобы выросший ребенок смог воплотить свой проект, свою мечту в жизнь, у
него должны быть инструменты для этого. И отрочество – самое подходящее
время для того, чтобы научить подростка нести за себя ответственность.
Воспитать это качество в ребенке – все равно что пройти по канату, ведь
надо умудриться найти баланс между контролем, свободой и
благоразумностью.
1. Не путайте ответственность с послушанием и исполнительностью. Часто
родители мечтают о том, чтобы ребенок был в состоянии отвечать за себя,
но в то же время подвергают его строгому контролю и требуют тотального
повиновения. Ребенок обязан отвечать за каждый свой проступок – это и
понимается под ответственностью. Например, родители говорят: «У тебя в
комнате ужасный бедлам! Чтобы к вечеру все было убрано». И от того,
насколько точно ребенок исполнит это задание, будет зависеть вывод:
может он отвечать за себя или нет? Однако все мы понимаем: чем старше
ребенок, тем больше вероятность того, что он не сделает того, о чем его
просят. Почему? Да потому что он сам не считает это беспорядком, его
мнения никто не спрашивал и выбора не предоставлял. И вся его вина – в
неповиновении. А быть ответственным означает по собственной воле
принимать решения, понимать необходимость действия и доводить его до
конца. У маленького ребенка это чувство можно «тренировать» – вместе
обсуждать, давать возможность выбирать обязанности (например, по дому,
по уходу за животным и т. п.) и рассказывать «технологию» выполнения.
2. Думайте о ребенке как о человеке ответственном, говорите ему и окружающим об этом. Дело
в том, что дети в оценках самих себя ориентируются на оценки взрослых.
Когда вы убеждены: «Если его не заставлять, он ничего никогда сам не
сделает», – ребенок установку эту перенимает. И действительно не будет
делать ничего без давления. Попытайтесь изменить свои внутренние
установки с негативных на позитивные: вместо «он не в состоянии
принимать решения » пусть будет «я доверяю ребенку, он отвечает за свои
поступки и может позаботиться о себе». Если вы по-настоящему будете в
это верить, поверит и ребенок, а значит, станет действовать иначе.
3. Не скрывайте от подростка информацию о том, сколько вы на него тратите. Многие
родители и сами не считают, во сколько им обходится ребенок, полагая,
что «у него должно быть все». Когда сын или дочь становится старше,
расходы возрастают – родители часто вынуждены ограничивать себя. Но
ребенок об этом порой даже и не подозревает, привыкая к тому, что все
его потребности всегда удовлетворяются.
4. Определите, с какого возраста ребенок должен будет обеспечивать себя сам. Пусть
это будет, например, 18 лет или окончание первого курса института. И
заранее договоритесь с ребенком об этом. Время от времени напоминайте
ему: «Через год (два-три) тебе нужно найти работу, оплачивать свои
расходы…» Будьте тверды и последовательны, выполняйте свое решение, даже
если вам кажется, что ребенок еще не готов.
5. Не спешите удовлетворять все потребности ребенка. Если
у человека три раза в день появляется еда на столе, если у него всегда
убрано в квартире, в нужный момент появляются одежда, компьютер, книги,
деньги на отдых, то у него просто нет никаких стимулов становиться
самостоятельным. Для того чтобы избежать ссор, договоритесь о том, что
постепенно вы будете сокращать свое финансовое «присутствие» в жизни
ребенка. Лучше всего составить целую программу – на пару лет или
несколько месяцев.
6. Учите обращаться с деньгами. Для
этого вначале вам придется побеседовать с ребенком о том, каким он
видит свое будущее, на какую зарплату рассчитывает, какие потребности у
него есть и т. д. Затем оговорите правило финансового отчета обо всех
выданных вами деньгах. Именно так ребенок научится контролировать свои
расходы и нести ответственность за траты. (Но, разумеется, не
распространяйте это правило на те деньги, которые он заработает сам.) И,
наконец, помогите постепенно переходить на самообеспечение – составить
свой личный бюджет, найти подходящую работу, отдельное жилье. Имейте в
виду – подросток и молодой человек должен каждый день четко знать,
какими деньгами он располагает на неделю или на месяц.
7. Не поддавайтесь на провокации. Вполне
естественно, что первое время ребенок будет пытаться вернуться в
прежнее теплое место, где ему все давали и ничего не требовали. Иногда
вам будет нестерпимо жалко его, и вы поймаете себя на мысли: «Ну что мне
стоит купить ей это платье?» или «Неужели я не могу покормить
единственного сыночка?»
Именно от вас сейчас зависит,
сможет ли ваш выросший ребенок стать взрослым свободным человеком,
который в состоянии нести ответственность за себя и за своих близких.
Если вы будете спокойны, доброжелательны, но тверды, ваши усилия
вернутся вам благодарностью.
Как, например, это случилось у
Марины, мамы 20-летней Ани: «В 10-м классе у дочери начался роман,
просто кошмарный для нас, родителей. Мальчик шел на золотую медаль, все
запустил, дочь вообще забросила учиться. Начались скандалы, в 11-м
классе в первом полугодии светили двойки, но ей было все равно. Мне
приходилось бегать по учителям и «договариваться». Дочь и ее мальчик
выступали в роли Ромео и Джульетты, которым злобные родственники не дают
жить и любить. На все мои «вопли» был один ответ: «Я – взрослый
самостоятельный человек и живу, как хочу». Время шло, предстояли
экзамены и поступление в институт. Я искала ходы-выходы, мне казалось,
любой ценой надо ее запихнуть в вуз, а как иначе? Аня была уверена, что
именно так и будет, что она «поступит».
Но в один прекрасный день я вдруг
поняла, что надо делать. В ответ на очередное «я взрослый человек, я
сама» я ответила: «Взрослый самостоятельный человек живет на свои деньги
и не зависит от окружающих». Я предложила ей переехать после школы в
квартиру (которую мы ей купили года три назад, на будущее) и свою помощь
в устройстве на работу секретарем. И все. Никаких институтов,
репетиторов, взяток, денег. Она решила, что это шутка, кричала, что не
пойдет работать. Однако после выпускного ее вещи были перевезены в
отремонтированную квартиру, и я дала телефон, по которому она должна
была позвонить, чтобы пройти собеседование.
Следующий год дочь
жила на скромную зарплату секретаря, трудилась по 8 часов в день,
вставала в 6 утра, чтобы успеть на работу. С мальчиком она рассталась
через полгода совместной жизни. Сама пошла на курсы и летом поступила в
институт.
Надо сказать, что общались мы в тот год немного. Мне
было трудно заставить себя ей НЕ звонить каждый день, НЕ узнавать,
вернулась ли она домой, как у нее дела. Но я сама себе сказала, что рву
эту пуповину, – это лучше, для дочери в первую очередь.
Ровно
через год я «получила» другого человека, который поблагодарил меня за
эту «хирургическую операцию». С тех пор мы с дочерью отличные друзья,
Аня окончила институт, нашла новую работу. Никогда ничего у меня не
просит и очень благодарна, когда я делаю ей подарки. У нее новый
бойфренд, и мы дружим домами».
|