Почему дети так стремятся,попадая на пляж,что-то создать из песка.
Возвращение песочниц Кто не знает наших городских
песочниц? Унылые и замусоренные, они оказываются не очень годными для
детских игр. Между тем, идея песочницы великолепна, поскольку песок
является тем удивительным природным материалом, который способен
передать ощущение разнообразия природы, возможностей собственного тела и
сущности жизни вообще с ее текучестью, неожиданностью, множеством форм.
Но песочницу можно переместить с улицы в дом, снабдить ее
незамысловатыми аксессуарами — и тогда она сможет раскрыть все богатство
песочной игры.
Какой принцип положен в создание этой игры? Для
многих людей облечение мыслей и чувств в слова затруднено, особенно это
касается детей. Однако помимо словесного языка существует язык мимики,
жеста, тела, способный тонко выразить те или иные ощущения, чувства и
представления. В то же время в рисунке и пластике рука как бы
выстраивает мосты между внутренним и внешним мирами, когда внутренний
образ становится зримым во внешнем творении. На этих принципах основаны
методы анализа детского творчества - свободного детского рисунка, лепки,
аппликации. Именно этот принцип положен в основу методики "Песочница",
песочной терапии.
Главное отличие "Песочницы" от этих приемов в
том, что она позволяет ребенку или детской группе реально создавать
картину мира в "живом" трехмерном пространстве. Ребенку предоставляется
возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосма, ощущая
себя его творцом.
Оборудование для работы с "Песочницей" На
столике помещается ящик размером 70 - 75 см шириной, 55 - 60 см длиной и
15 - 18 см глубиной, до половины наполненный чистым речным песком. Для
имитации воды дно ящика выкрашено в голубой цвет. На полочке или в
коробках помещены различные предметы и миниатюрные фигуры — основные
составляющие картины мира: мир неживой природы (камни, минералы,
ракушки); растительный мир (деревья, цветы, шишки); животный мир (птицы,
рыбы, насекомые, домашние и дикие животные); социальный мир (фигурки
людей различных эпох, культур, профессий, взрослых и детей);
фантастический мир (сказочные персонажи и пр.); рукотворный мир (дома,
здания, мосты, строительные материалы, транспорт); мир символов
(сакральные предметы); различные предметы, могущие "быть всем" —
тряпочки, палочки, шарики... Предметов не должно быть слишком много, они
должны быть доступны для детей; детям должна быть предоставлена
возможность смачивать песок, чтобы он лучше формовался.
Методика
рассчитана на детей различного возраста: от дошкольного до
подросткового, в ней могут участвовать и взрослые. При этом возможна
групповая работа, при
которой группа сверстников (или ребенок и взрослый) получает возможность
совместного творческого моделирования на песке: это выработка общего
плана, кооперация в процессе моделирования, групповое обсуждение
композиции. Важнейшее преимущество песочных картин в том, что они могут
быть сфотографированы, тем самым можно проследить динамику образов,
процесса совместной деятельности, особенностей взаимоотношений.
Дети,
имеющие сложности в психическом развитии, конфликты во
взаимоотношениях, страхи и прочие проявления эмоционального
неблагополучия, особенно нуждаются в подобных играх. Сначала это может
проходить индивидуально и на свободную тему, затем можно предлагать
различные сюжеты. Тематика песочных картин может быть следующей:
конструирование (индивидуальное, вдвоем, втроем, вчетвером) на свободную
или заданные темы ("Сотворение мира", "Добро и зло", "Наше будущее").
Кроме того, можно предложить воспроизвести сюжеты на христианские мотивы
("Рождество", "Притча о блудном сыне", "Притча о добром самарянине" и
др.).
Известный американский педагог христианской ориентации С.С.
Куломзина прямо отмечает влияние песочной игры на духовное становление
ребенка. "Ребенок, находясь в храме, чувствует себя так же, как играя в
песочнице" — говорила она, подчеркивая творческий одухотворенный
характер этих двух различных проявлений жизнедеятельности ребенка.
Творческое моделирование на песке дает возможность в трехмерном
пространстве воссоздать события Священной истории, раскрыть смысл
евангельских притч, овладеть сложнейшими понятиями христианской этики:
добро и зло, грех, покаяние, милосердие.
Как показали
исследования и наш опыт, песочная игра обладает и психотерапевтическим
эффектом, помогая ребенку избавиться от страхов, застенчивости,
конфликтности в общении и других проблем.
"Песочница" не только
развивает творческий потенциал ребенка, активизирует пространственное
воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику
руки, но и ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение
морального пространства собственного бытия, построение образа мира,
который связан с внутренним изменением сознания, поскольку можно
сказать, что "создавая образ мира, мыслящий человек одновременно
изменяет и самого себя".
Песочные композиции, созданные детьми,
позволяют понять отношения в детских группах, помогают позитивно
перестроить сознание и поведение. В процессе работы с детьми было обнаружено следующее:
негативные эмоции, внутренние конфликты и страхи находили свое выражение
в песочных картинках, либо в прямом (изображение смерти, убийств), либо
в символическом виде (выбор фигурок-монстров и других символов страхов,
чрезмерное использование загородок). На начальном этапе почти для
каждой детской группы были характерны яркие конфликты, нередко
заканчивающиеся слезами (для девочек) или драками (для мальчиков).
Спустя некоторое время в процессе совместного создания песочных картин
негативные тенденции ослабевали, а затем и исчезали, как бы "уходили в
песок", отношения становились более ровными, гуманными. Сами песочные
картины меняли свою семантику, гармонизировались и упорядочивались.
Используемая
в методике христианская символика, так много говорившая нашим предкам —
взрослым и детям, — сегодня оказывается достоянием немногих. Вернуть
утраченные и забытые смыслы с помощью древней игры в песок, помочь детям
эмоционально сопереживать вечные истины христианства — важная
воспитательная задача, решение которой позволит поставить заслон на пути
распространения детской жестокости и гармонизировать детскую картину
мира.
Вместо заключенияПомогая ребенку обустроить
его мир игры, родители должны осознавать, что важнейший сенсорный канал
— зрение — сегодня психологически оккупирован Экраном-идолом,
внедряющим в детское сознание и подсознание антиценности, греховные
страсти: культ силы, экспансии, агрессии (вестернизация), культ денег,
вещизм, приобретательство (меркантилизация), культ тела, плотской жизни
(сексологизация). В Евангелии от Матфея сказано: "Светильник для тела
есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет
светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак,
если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?" (Мф. 6, 22 - 23).
Сейчас детское око загрязнено, как никогда.
Кроме того, нельзя не
обеспокоиться тем обстоятельством, что идет полным ходом демонизация
детского сознания через все сенсорные каналы, через все органы чувств,
это — важнейший фактор духовного и душевного нездоровья современных
детей и молодежи. Судите сами: звуковая какофония современного города,
агрессивная рок-музыка с ужасающими текстами типа: "Я должен жить для
сатаны, я иду в ад, не удерживай меня, мама", обилие бранной лексики в
общении, включая мат — язык демонов. Одежда детей изобилует сюжетами и
символикой смерти, фантастическими монстрами; даже детские лакомства
облекаются в специфические обертки, например, детский обед в
Макдональдсе упакован в картонный "сундучок" с изображением привидений,
домовых и прочей нечистой силы.
Современные игры и игрушки также
ориентируют детей не на позитивные ценности культуры и духовные образцы,
а насаждают стремление ко всему греховному: к насилию и ненависти,
блуду и распущенности, стяжательству и скверноприбытчеству, готовности
подчиниться бесам. Вопрос стоит так: либо дети окажутся способными
воспринять, пережить и применить в своей жизни те начала, которые
предлагаются христианским сознанием (т.е. попросту — любить Бога,
Церковь, слышать без отвращения и скуки слово Божие, радостно
чувствовать воздух церковной жизни, уметь хоть сколько-нибудь
неформально переживать молитвенное слово), либо отвлекающие и увлекающие
воздействия мира возьмут свое и победят.
Хочется обратиться ко
всем взрослым — церковным и нецерковным, верующим и неверующим, старым и
молодым, образованным и не очень словами православного поэта Елены
Потехиной:
Взрослые, не учите детей своих подлости. Властные,
не учите их злобе и гордости. Сильные, не учите звериной жестокости. Мудрые,
не толкайте детей к пропасти. Грешные, научите детей состраданию, Слабые,
научите любви и вниманию. Старые, научите терпенью и кротости. Слышите?!
Оттащите детей от пропасти!
Состояние духовного здоровья детей
России подвергается серьезной опасности. Каждый родитель и каждый
педагог часто сталкивался с ситуацией, когда очень трудно, а иногда
почти невозможно защитить ребенка от напастей, оградить его от агрессии,
соблазнов и искушений недоброго мира. Здесь можно пожелать
воспитателям, родителям - всем нам выполнять завет рано ушедшего от нас
священника, ученого и педагога о. Глеба Каледы: "...Детей надо готовить
ко встрече с миром. К неприятию зла мира, его страстей и соблазнов, а не
к уходу от мира, в них надо воспитывать способность противостоять миру в
сердце своем, способность сохранять веру среди неверия, чистоту среди
грязи и греха".
Давайте употребим все силы и всю любовь, на какую
способны, чтобы сделать это для наших детей. |