Восприятие мира ребёнком, при всём его своеобразии, – это не что иное,
как отражение восприятия его самого окружающими взрослыми.
Подросток
формирует своё собственное, ни на что не похожее мнение. Он вынашивает
свою личность. Представьте его в некотором смысле «беременным» своей
будущностью. Он нервный и нуждается в заботливом обращении. В этой
ситуации родители должны проявить заботу и поддержку, и при
необходимости быть настойчивыми, если подросток ведёт себя безрассудно.
Итак,
каждый тинейджер, с точки зрения психологии и психиатрии, – человек с
«пограничной» психикой. Своеобразие возраста таково, что более или
менее явно выраженное расстройство нервной системы в большинстве
случаев является «нормой». Представления о неизбежности каких-то
кошмарных изменений, искривлений психики в пубертатный период сильно
преувеличены. Большинство подростков проходит этот возраст без
существенных отклонений от описанных норм и успешно адаптируется в
обществе. Настораживает родителей подростков больше всего
непредсказуемость, агрессивность и отчуждённость. Отчего же это
происходит?
Прежде всего, убедитесь, что ребёнок имеет
возможность определённое количество времени находиться в одиночестве
(один в квартире на время вашего отъезда, один в своей комнате после
школы и т.п.). Поверьте, если ребёнок ни секунды не бывает один, он
постепенно взорвётся («взрыв» – это, соответственно, истерика). Помните
также, что его комната – это его территория. Замечали, быть может, как
маленькие дети (3-7 лет) любят прятаться, ищут разнообразные укромные
уголки? Они хотят найти свой личный кусочек ограниченного пространства,
где можно спрятаться ОТ ВСЕХ, даже от родителей. Я бы посоветовал
поставить что-то вроде небольшой надувной палатки в комнате малыша – он
будет в восторге.
С возрастом границы личной территории
расширяются. Подросток уже не прячется в шкаф, не читает под одеялом,
не ползает под столом. Теперь его личное пространство – его комната. За
её пределами может происходить и решаться, что угодно. Но в его комнате
должны действовать его законы. Пусть он разрисовывает стены на свой
вкус – это его комната, к тому же это развивает творческие способности.
Пусть клеит постеры – это его интересы, его жизнь, к тому же это
развивает чувство вкуса и пропорций.
Пусть постоянно передвигает
мебель в комнате с места на место – он просто творческая личность, и
ищет наиболее удобный для него вариант (хотя, может, он просто нашёл
одну из ваших брошюрок «Фэн-шуй – как достичь гармонии»?). В комнате
постоянный беспорядок – ему некогда заниматься уборкой, он, к примеру,
сочиняет стихи или рисует, или делает уроки (возможно, он просто ленив,
но если это и так, вы сразу поймёте по общему поведению).
Вообще,
состояние комнаты подростка – это состояние его души. Строгий порядок –
он педантичен и аккуратен, серьёзен и внимателен. Полный хаос – он в
творческом или эмоциональном поиске. Постоянно разное положение вещей –
подросток разносторонняя личность и не может остановиться на чём-то
одном.
Вернёмся к проблемам формирования личности. Итак,
агрессия – отчего она возникает? Агрессивность, направленная на
окружающих – это отражение подсознательной агрессивности по отношению к
самому себе, так же как и любовь к людям невозможна без любви и
уважения к собственному «я». Эти чувства формируются у растущего
человека под влиянием родительских эмоций по отношению к нему.
В
данной ситуации сам подросток – далеко не первопричина проблемы. К
формированию агрессивного отношения к миру приводит не только прямая
агрессия, направленная на самого подростка, но и формирование у него
стойкого чувства вины и сомнений в собственной значимости из-за
отсутствия должной поддержки со стороны родителей. Чувство вины
разрушительно и для детей, и для родителей.
Предположим, что подросток вернулся домой на час позже, чем обещал. Возможно несколько вариантов развития. Первый: родители вне себя от злости и
волнения выливают на ребёнка весь свой негатив в виде скандала.
Результат: чувство вины, и, как следствие, агрессия подростка по
отношению к родителям.
Второй вариант: родители не понимают
причины опоздания, и разъясняют подростку, что, если такое происходит,
значит он (она) не в состоянии отвечать за свои поступки и слова, и,
если подобное повторится, им (родителям) придётся ограничить свободу
ребёнка. В данном случае положительный результат гарантирован.
Некоторая
степень свободы необходима подростку не менее, чем возможность иногда
находится одному. И запомните: ничто не должно настораживать родителей
сильнее (в плане благополучного психического развития подростка), чем
отсутствие потребности в свободе действия и слова или покорное приятие
её немотивированных ограничений.
Алан Паркер