Авдеева Н. Н.
В процессе общения со взрослым у
ребенка складывается как образ себя, так и образ партнера по общению –
взрослого. Причем разнообразие взаимоотношений малыша с окружающими
людьми во многом определяются именно развитием общения, тем опытом,
который накапливается у ребенка при контактах с разными людьми.
В период новорожденности, когда потребности в общении у младенца нет,
у него, по существу, еще отсутствуют всякие взаимодействия с
окружающими близкими. Однако уже к концу 1-го месяца жизни младенцы
начинают проявлять интерес к взрослым.
Примерно в 3-4 месяца малыш продолжает относиться ко всем людям с
вниманием и интересом, охотно вступает в эмоциональное общение,
демонстрирует радость и удовольствие. Но в рамках положительного
отношения появляется разница между отношением к родным, знакомым и
незнакомым людям. Ребенок 4-5 месяцев в одной и той же ситуации ведет
себя по-разному.
Попробуйте провести такой опыт. Пусть к малышу, лежащему в кроватке,
по очереди подходят разные взрослые: мама, бабушка, которая часто
приходит в гости, и ваша подруга, которая пришла к вам в первый раз.
Каждый из взрослых, стоя перед кроваткой, должен улыбаться ребенку и
ласково называть его по имени. Наблюдая за его поведением, вы заметите,
что маме малыш сразу начинает улыбаться, гулит, всячески привлекая ее
внимание и побуждая к общению. Бабушке малыш, возможно, улыбнется, но не
сразу, а на незнакомую тетю будет долго сосредоточенно смотреть и лишь
после многократных "приглашений" наконец улыбнется.
Ближе к полугоду отношения младенца к людям уже отчетливо
дифференцированно. Отношение к родным (маме, папе, дедушке и бабушке,
если они живут одной семьей) окрашено яркими положительными эмоциями. В
общении с близкими малыш "выдает" весь репертуар своего поведения,
максимум того, на что он способен. Родные воспринимаются им как люди,
которые больше всего радуют, но могут и огорчить или даже рассердить. По
отношению к ним малыш проявляет максимальную инициативу. Знакомые,
(например соседка, которую часто встречают на улице) или родственники,
регулярно приходящие в гости, обычно вызывают у ребенка однозначно
положительные переживания при умеренной инициативности. Отношение детей
этого возраста к незнакомым людям выражается, прежде всего, в повышенном
внимании, а иногда и в настороженности, которая может перейти в
смущение и робость.
У ребенка в возрасте 8-9-ти месяцев незнакомые люди могут вызвать и
яркие отрицательные эмоции. На прогулке малыш иногда пугается незнакомой
тети, которая громким голосом обращается к нему, особенно если
поблизости нет мамы. В то же время на руках у мамы ребенок, возможно,
начнет улыбаться этой, только что испугавшей его женщине, кокетничать,
выглядывая из-за маминого плеча и снова прячась.
Неодинаковое отношение к разным людям несомненно свидетельствует о
том, что ребенок хорошо различает их, образ взрослого приобретает
определенность и устойчивость.
Попробуйте повторить вышеописанный опыт, только теперь пусть к
малышу, сидящему в детском стульчике, одновременно подойдут мама,
знакомая родственница и незнакомая тетя. Называйте малыша по имени и
приглашайте "на ручки". Вы увидите, как ребенок без колебания с улыбкой
потянется к маме, безусловно, выделяя ее из всех прочих, а, оказавшись у
нее на руках, доброжелательно станет рассматривать знакомую тетю и
внимательно, с некоторой настороженностью, изучать незнакомую.
Во втором полугодии жизни и особенно к концу года опыт ребенка быстро
расширяется. Изменяется и взгляд малыша на взрослого. Теперь уже от
взрослого требуется не просто умение приласкать, утешить, но и умение
интересно играть.
К году малыш хорошо знает, что можно делать вместе с каждым из
взрослых. С бабушкой он играет в "ладушки" или "сороку-ворону", с папой
ходит за ручку по квартире, заглядывая во все углы, с дедушкой строит из
кубиков башню, а с мамой играет в прятки. И вот при встрече с бабушкой
малыш улыбается и начинает хлопать в ладошки, а папе протягивает ручки и
просится на пол, связывая образ каждого взрослого с теми действиями,
которых от него можно ожидать и которые именно с этим человеком
интересно производить вместе.
Обычно взрослые замечают, что малыш избирателен в отношениях с ними.
Дедушка, который приезжает погулять с ребенком, с умиление говорит о
том, что при виде его малыш сразу просится на улицу, как будто знает,
зачем дедушка приехал. А бабушка, часто привозящая ребенку подарки,
которые торжественно достает из сумки со словами: "Смотри-ка, что я тебе
привезла!" - через некоторое время делает неприятное открытие: при
встрече с ней малыш первым делом старается заглянуть в сумку.
Еще раз напомним, что образ взрослого формируется у малыша под
влиянием общения. Чем разнообразнее общение со взрослым, тем полноценнее
и содержательнее представление о нем. Поэтому важно, чтобы у ребенка
уже в первый год жизни была возможность многогранного общения с разными
взрослыми. Психологи установили, что дети, имевшие в младенческом
возрасте такой опыт общения, реже подвержены страхам, вызванным разлукой
с матерью, легче адаптируются к яслям. Важным моментом является и
своевременная смена типа общения: переход от эмоционального контакта к
деловому, практическому сотрудничеству. Если малыш воспитывается
преимущественно матерью и круг его общения резко ограничен, при этом
общение по характеру в основном эмоциональное, то такому ребенку
чрезвычайно трудно строить отношения с незнакомыми людьми (например в
дошкольном детском учреждении). Ведь с незнакомым человеком нельзя
вступить в интимный эмоциональный контакт – приласкаться, забраться на
руки; а другого типа общения малыш не знает. Помочь ему может только
общение типа сотрудничества в совместной игре или практических
действиях. Образ взрослого должен развиваться в сознании ребенка,
насыщаясь новым содержанием в зависимости от опыта взаимодействия.
Малыш сможет наладить контакты с любым взрослым и не будет
чувствовать себя одиноким и покинутым в отсутствие мамы только тогда,
когда начинает видеть во взрослом пример и образец новых интересных
действий, партнера по освоению и познанию окружающего мира.
portal-slovo.ru
|