Чем бы питались дети, исчезни с лица земли взрослые? Чтобы выяснить это, редакция
решила провести эксперимент: запустила троих детей шести лет – двух
мальчиков и девочку – в продуктовый супермаркет. За похождениями троицы
наблюдала и записывала Катя Штерн.
Первым делом дети отправились к полкам с хлопьями. Что именно внутри
коробки – кукурузные звездочки, шокололадные шарики или треугольники из
гречки –
«клиентов», по большому счету, не интересовало. Главное, чтобы на
коробке была широкая блестящая лента с каким-нибудь мультяшным героем –
человеком-пауком, роботом-биониклом и т.п. Кстати, фигурки биониклов,
которыми этой весной снабжены упаковки с хлопьями, – предмет отчаянного
торга в местах скопления малышей (на игровых площадках и в детских
садах). Проверено на себе: на голову тех родителей, кто отказывался
покупать много-много хлопьев, обрушивается шквал детских упреков и
жалоб. Истерия по поводу коллекции разноцветных биониклов, которую,
конечно же, надо непременно собрать, приобрела размах, сравнимый разве
что с киндерсюрпризными фигурками. Однако детям – участникам
эксперимента было внушено, что сегодня ничего покупаться не будет, и,
потоптавшись рядом с хлопьями минут пять, они отправились дальше.
Внимания – впрочем, не надолго – удостоились крупы. Артем сказал,
что любит манную и пшенную кашу, Сережа – что кашу вообще терпеть не
может, а тихая девочка Оля в полемику вступать не стала. И правильно
сделала: за крупяным рядом были чипсы – целый стеллаж шуршащих пакетов,
в которые иногда тоже вкладываются призы: голографические картинки,
смывающиеся татуировки... Тут уж про хорошие манеры забыла и тихая Оля.
Дети вырывали друг у друга пакеты и никак не могли решить, кому какой
вкус достанется: сметана с луком? бекон? крабовое мясо? просто с солью?
Пришлось вмешаться и в который раз объяснить, что сегодня ничего не
покупается.
Каждый раз детей что-то отвлекало. Они, может, и завернули бы к
сокам с морсами, но на их пути встал холодильник с баночками
«энергетического» напитка. В дверь холодильника было вмонтировано
устройство со светящимися проводками внутри. Напиток явно не по
возрасту, но мимо непонятного и привлекательного устройства ни один
ребенок не пройдет. Такую бы иллюминацию да полкам с кефирами и
йогуртами! Но кефиры и йогурты ничем не выделялись, так что дети
прошествовали мимо. Единственное, что их зацепило, это холодильник,
имитирующий баночку «Актимеля». Вот там все было как надо –
разноцветным, ярким, радующим взор!
В отдел со сладостями мои подопечные не пошли – Оля с Сережей оказались сознательными, сказав, что им шоколад нельзя, поскольку аллергия,
а вот Артем потянулся было к коробке со своим любимыми конфетами, но,
наткнувшись на мой непреклонный взгляд, присоединился к группе
отказников.
Итак, по результатам первого круга в виртуальной продуктовой корзине троицы лежали хлопья, чипсы и «актимель».
Мы решили сделать еще кружочек, и выяснили, что все трое: равнодушны к мясу (максимум шашлык и котлеты); ненавидят рыбу (хором «фу!» – и сморщенные носы); не отказались бы от бутера с докторской.
У стены с овощами дети немного оживились. Клубника – да, яблоки –
да, огурцы-помидоры – да, сладкий перец – да, конечно! И даже бочка с
квашеной капустой, стоящая неподалеку, вызвала их благосклонный
интерес. А потом три руки с вытянутыми указательными пальцами
(говоришь-говоришь, что пальцем показывать нельзя...) устремились к
прозрачным упаковкам с помидорчиками черри. Тут не было никаких
разногласий, дети угостились бы и красными, и желтыми.
Больше их ничего не заинтересовало, и я устремилась к ждущим нас
родителям, так и не приучивших детей к здоровой пище. Правда, у касс
снова раздался умоляющий детский вопль: «Киндер!..» Но я уже
финишировала.
P.S. Вот если бы студия Disney сжалилась и
разрешила наклеивать Джека-воробья на какой-нибудь отечественный
ацидофилин! По сходной цене...
Почему дети любят вредную еду: комментарии экспертов
Лиза Головина, психолог, генеральный директор велнес-центра экзистенциального типа «Ботаник»: «Приучать детей к здоровой пище, не привыкнув к ней самим, – абсурд!»
Некогда провели такой эксперимент: двадцать малышей двух-трех лет
жили в закрытом помещении, где им были предложены самые разнообразные
продукты. Недельное наблюдение показало, что, перепробовав все и вся,
дети стали питаться сбалансированно, чередуя белки, жиры и углеводы.
Конечно, они ели и сладкое, но не злоупотребляли им; налегали на мясное
и крупы; один мальчик по собственной инициативе пил рыбий жир, пока не
вылечился от рахита!
К сожалению, в нашем обществе не принято доверять собственным
детям, и начинается это с самого рождения. Младенец не просыпается,
чтобы поесть ночью, – значит, надо разбудить и заставить. Купить
молочную смесь и кормить по часам. Контролировать постоянно: а вдруг он
переел? Или недоел? В результате уже в три месяца ребенок думает: мое
тело мне не советчик... Мы навязываем малышу свою точку зрения,
и к пяти годам он отдаляется от самого себя, перестает понимать
собственные желания. Когда он заболевает, мы буквально вливаем в него
бульон. Сначала он сопротивляется, а потом перестает: ведь мама, папа,
бабушка – это важные, значимые люди, им лучше знать! А от своих
предпочтений лучше отказаться. Позже ко всезнающим родственникам
присоединяются и другие авторитеты – детский сад, телевизор, реклама.
Глядя на предлагаемый продукт, ребенок может думать: «Фу, гадость
какая!» – но все равно будет есть. Внешние авторитеты сильнее его
собственного мнения, которому он не привык доверять.
Мало того, зачастую мы неправильно интерпретируем действия
любимого чада. Например, он открывает холодильник, чтобы исследовать
механизм дверцы, посмотреть, как загораются лампочки внутри... Мы же
думаем, что он голоден. Собственно, судим по себе: если я показываю на
банан, значит, хочу его съесть.
Надо приглядываться к ребенку с самого раннего возраста: например,
он может взять пакетик с чипсами вовсе не для того, чтобы обязательно
их съесть. Он, возможно, рефлексивно его схватил – лежал близко, или
потому, что красивый и шуршащий, малышам это нравится. Поиграет с ним,
пошуршит пакетом – и забудет...
В магазине ребенок выберет продукт с персонажем, во-первых,
симпатичным, а во-вторых, хорошо знакомым. О том, чтобы людей
притягивало все яркое и красивое, позаботилась природа. Малыша, который
насмотрелся рекламы и наобщался с друзьями, яркое притягивает вдвойне.
Кстати, мне кажется, что на кефир и прочие полезности можно наклеивать
картинки Сутеева – и получится не менее привлекательно, чем
Человек-паук.
С появлением малыша семье нужно пересмотреть свой образ жизни, и
рацион в том числе: отказаться от продуктов быстрого приготовления в
пользу натуральной еды. Разумеется, ребенку нужно объяснять что вредно,
а что полезно. Но делать это, жуя сосиски и прихлебывая растворимый
кофеек, бессмысленно. Все равно что декларировать вред курения, с
наслаждением затягиваясь сигаретой. Приучать детей к здоровой пище, не
привыкнув к ней самим, – абсурд. Пятилетний ребенок приходит в магазин
и кидается на яркие коробки? Делайте выводы!
Светлана Ананьева, управляющий директор рекламного агентства Ad Power: «Успех продукта зависит от популярности героя»
Существует концепция под названием Eatertainment – привнесение в
продукты питания элементов игры, фана, буквально – "еда с
развлечением". Такое подход сейчас используется все чаще и чаще:
производитель предлагает маленькому
потребителю дополнительную ценность, связанную с любимым героем. Успех
во многом зависит от популярности героя: взять того же Человека-паука –
дети на него реагируют восторженно. Концепция «Киндер-сюрприза» целиком
выстроена на Eatertainment.
Существует и более универсальный прием, используемый в рекламных
компаниях: часть «сообщений» направлена на детей, часть – на мам.
Возьмем «Растишку»: для малышей туда вкладывают небольшие игрушки,
магнитные буквы. На мам же воздействуют, сообщая о полезности продукта,
содержащихся в нем витаминах и минералах. Иными словами, мотивация
покупки – забота о ребенке.
У многих производителей можно условно выделить целые линии
продуктов, оформление которых рассчитано на привлечение внимания детей.
Это соки, молочные продукты, бакалея – те же хлопья, даже
малоинтересные малышам полуфабрикаты. Так, одна компания производит
наггетсы в форме звездочек и динозавриков. Для мам декларируется, что
изготовлены они из отборных продуктов.
Что касается способов выкладки детских товаров, то «накопительная»
зона перед кассой – одна из ключевых. Наверное, каждый из нас часто
наблюдал сценку, когда мама останавливается с тележкой у кассы, и
ребенок начинает хватать все, что лежит поблизости. Подобный эффект
создается отчасти преднамеренно: так называемые товары импульсивного
спроса в большинстве своем предназначены для детей.
Часто супермаркеты специально моделируют ситуацию, когда возникают
пусть небольшие, но очереди перед кассами: например, работают не все из
них. По некоторым данным, покупки, совершаемые в кассовой зоне,
составляют 20-30 процентов от общего объема. Или еще одна «хитрость»:
обычно накануне первого сентября проводятся акции back-to-school –
вместе с продуктами выкладываются маленькие подарки, напоминающие о
школе. Но, вообще говоря, специальные приемы выкладки более
распространены в магазинах, продающих одежду и игрушки. Продуктовые
супермаркеты в целом стараются работать на платежеспособную аудиторию,
то есть на родителей, поскольку чаще всего здесь решающее слово
остается за ними.
Материалы сайта: eda-life
|