Адаптация делится на психологическую и физиологическую. Если в
детском саду трудности привыкания связаны с психологической
перестройкой, то в школе - с физиологической перегрузкой детского
организма. Проблема "детсадовской адаптации" - это отрыв от домашней
обстановки, вхождение в социум, тогда как в школе - это резкое
увеличение психо-эмоциональной нагрузки и, как результат,
переутомление. И это предмет отдельного разговора.
Каждая мама, собираясь отвести малыша в ясли, задается вопросом:
"Как быстро мой ребенок привыкнет к детскому коллективу?". На это
психологи отвечают: "Не бывает не детсадовских детей, такими бывают их
родители".
Если мама с ужасом вспоминает свое детство в стенах неудачного
садика, то неосознанно закладывает в сознание ребенка негативный образ
детского учреждения. Поэтому попробуйте подготовку начать с себя.
Настройтесь позитивно! Это уже половина успеха, ведь ребенок во многом
воспринимает мир через призму маминых и папиных эмоций.
Родители помогут ребенку быстрее настроиться на грядущие перемены в
его жизни, раскрывая понимание события. Уместными будут веселые
рассказы родителей и воспоминания о занимательных случаях и интересных
событиях, приключившихся с ними в стенах детского сада. Это поможет вам
объединить усилия для безболезненного протекания периода адаптации.
Попробуйте сделать малыша вашим союзником! Ребенок даже в возрасте
трех лет легко понимает и принимает просьбы взрослых: "Подожди меня в
садике, я обязательно приду ", "Пойми, у меня серьезные дела". Но это
возможно при условии, если вы, родители, всегда держите слово, и
ребенок привык во всем доверять вам!
С чего начать подготовку ребенка к "выходу в люди"?
Быстро привыкают к дошкольному учреждению те дети, родители которых
в силу занятости оставляют малышей то у одной, то у другой бабушки, то
со старшим братом, то с соседкой. Они открыты для общения как со
взрослыми, так и с детьми.
Если ваши семейные обстоятельства складывались так, что мама на
целый день оставалась с ребенком одна, и этот период был затянут, то у
малыша сформировалась повышенная привязанность к маме. Это может стать
серьезной преградой на пути развития его взаимоотношений в детском
коллективе. Что можно посоветовать в этом случае?
1. Ступень первая - расширяем круг общения
Для начала нужно научить ребенка налаживать контакты с окружающими
людьми. Проще всего это делать на детской площадке, в песочнице. При
этом нужно учитывать, что для ребенка на первом месте всегда стоит
мама, затем - другие взрослые, а уж потом - дети. Поэтому у песочницы
малыш, как ни странно, поглядывает не на детей, а на их родителей. Если
мама сама общается и вовлекает в разговор ребенка - таким образом она
помогает наладить контакт с другими родителями. Взрослые хвалят
играющих рядом детей, что в ответ вызывает живой отклик. И только потом
карапуз переводит взор на играющих поодаль сверстников и пытается
построить общую игру.
2. Вторая ступенька в социум - расширение территории
Постепенно круг знакомых ширится, появляются первые дружеские
симпатии, как среди взрослых, так и среди детей: хочется и поиграть вон
с теми большими мальчиками в мяч, и порисовать вместе с рыженькой
девочкой мелками. Родителям со своими чадами время от времени стоит
ходить друг к другу в гости, чтобы каждый из малышей учился
ориентироваться в незнакомой квартире. Выработанные умения общаться и
навык быстрого познавания пространства пригодятся ребенку, когда он
будет делать первые шаги по территории детского сада.
3. Третья ступенька - навыки самостоятельности
Постарайтесь научить ребенка самостоятельно есть, одеваться,
контролировать физиологические отправления и помогать вам в домашних
делах: собрать игрушки, постирать носочки, раскатать тесто. Если малыш
будет получать положительные оценки своей деятельности, это будет
прекрасным стимулом для дальнейшего развития! Тогда малыш будет расти
доброжелательным, уверенным и открытым. Ведь так приятно быть маминым
помощником! А главное, владение навыками самообслуживания облегчат
ребенку период привыкания в яслях.
4. Четвертая ступенька - первый шаг на территорию детского сада
Выполняя советы опытных педагогов, за день-два до первого похода на
новую территорию начните разговор с ребенком, подготовьте его к приходу
в группу. Скажите, что вы покажете ему детский сад, где интересно
живется всем детям, где добрые, ласковые воспитатели Галина Ивановна и
Ольга Петровна играют с детьми, поют, танцуют...
Выйдя на вечернюю прогулку, предложите ребенку заглянуть в детский
сад. Первый приход в группу - яркое событие для него на уровне
импринтинга (запечатления), которое многое определит в дальнейшем ходе
адаптационного периода. Приветливый тон воспитателя, спокойный разговор
о детском саде, самостоятельное обследование территории детской
площадки, напоминания о предметах, знакомых ребенку в обыденной жизни
("такая же горка, как у нашего дома"), помогут ему внутренне
расслабиться, спокойно оглядеться. Искренне радуйтесь, что
познакомились с детским садом. Ведь теперь целый вечер вы сможете
вспоминать, обсуждать и рассказывать папе о вашей интересной встрече.
Через два-три дня вечерних прогулок со своей группой вы увидите
сдвиги в поведении малыша. Он уже улыбается воспитателю при встрече, по
собственной инициативе откликается на ее предложение посмотреть что-то
интересное. Теперь можно отвести ребенка в детский садик с утра на 2-3
часа, постепенно наращивая время в течение двух-трех недель. Время
адаптации ребенка - показатель достаточно индивидуальный: кому-то
достаточно месяца, а у кого-то период привыкания затягивается на 2-3.
Развить искренний интерес ребенка ко всему, что связано с детским
садом (музыкальные занятия, совместная трапеза, коллективные игры и
праздники) - это задача родителей! Без их помощи воспитатель не сможет
сформировать положительный настрой ребенка к детскому саду. Но это еще
не все. Малыш нуждается в доказательствах того, что он по-прежнему
любим всеми членами семьи. Ребенок должен почувствовать себя
равноправным членом своего семьи, убедиться, что ничего в жизни не
изменилось, что все о нем заботятся, как и прежде. И если ваше чадо
утром торопится одеться: "Быстрее, а то без нас в садике...", значит вы
на правильном пути.
Конечно такое произойдет не сразу, и нужно иметь в запасе миллион
аргументов: "Если ты завтра не пойдешь, то расстроишь Сережу. Ведь ты
обещал ему показать свою новую гоночную машину!". Не стоит
акцентировать внимание на уговорах, напоминайте ребенку о самых ярких
впечатлениях детского сада и спокойно объясняйте, что вам нужно
работать и что вы заберете его с прогулки. И точно следуйте обещаниям,
иначе подорвете базисное доверие.
5. Пятая ступень - терпение и еще раз терпение
Казалось бы, сделано многое: ребенок установил эмоциональный
контакт с воспитателем, детьми, обжил территорию. И, тем не менее,
нельзя забывать, что в представлениях ребенка идет ломка стереотипов.
Все равно ребенок испытывает страдания в отрыве от мамы, от привычной
обстановки и ритма жизни. Даже несколько часов, которые он проводит в
дошкольном учреждении, сказываются на его самочувствии. Он плаксив,
просится на руки, плохо ест. Дети в это время теряют много энергии,
нервное напряжение сказывается во всем: тот, кто только начал говорить,
может опять перейти на лепет; кто недавно пошел, может вернуться к
ползанию; на ночь иногда ребенок требует, как раньше, бутылочку со
смесью. Постарайтесь создать ребенку щадящий режим: укладывать
пораньше, подольше находиться с ним в момент засыпания, предлагать
любимую пищу.
Нужно быть очень внимательным к крохе в этот нелегкий для него
период. Хвалить и благодарить, что помогает маме управиться с делами,
восхищаться умением ладить со всеми в группе, дарить ему мелкие
подарки, чаще целовать и обнимать!massage.net.ua |