Хотите, чтобы через пару дней ребенок ходил за вами по пятам и надоедал: «Когда же я буду делать уроки?..» Пожалуйста!
Примерно 94% учеников младших классов не способны самостоятельно
справляться с домашним заданием на удовлетворительном уровне.
Большинству детей рядом нужен взрослый, который и поможет, и
простимулирует, и проверит. Очень выручает в этом случае группа
продленного дня, так как за компанию ребенок выполняет домашнее задание
и быстрей, и с большим удовольствием.
А зачастую и качественней, ведь
руководит процессом профессионал. Эффективен и репетитор – с
посторонним человеком дети ведут себя более собранно и
дисциплинированно, чем с близкими.
Однако если ежедневная организация праздника знаний в домашних условиях
на ваших плечах, отнеситесь к ней не как к повинности, а как к важному
делу! Не прерывайте занятий без действительно уважительных причин. Ваше
отношение передастся дочке или сыну.
Чтобы ребенка потянуло немедленно сесть за домашнее задание, спросите
его: «Скажи, сможешь ли ты вспомнить, что вам задали по украинскому
языку?» Ставьте вопрос таким образом, чтобы ваш школьник вспомнил об
уроке, а не отмахнулся: «Ничего!»
Напрягая память, он представляет себе картинку: учитель у доски
объясняет, что нужно сделать дома. Он погружается в состояние, которое
психологи называют «незавершенное действие». Оно дискомфортно. И чтобы
от него избавиться, захочется завершить это действие и выполнить
домашнее задание.
Моя твоя не понимаю
Часто родители сами, не желая того, программируют
своего сына или дочь на неделание уроков. Ведь ребенок 6-8 лет
воспринимает то, что вы говорите, совсем иначе, чем взрослый.
РОДИТЕЛЬ ГОВОРИТ: Пока не справишься с уроками, за компьютер не сядешь (гулять не пойдешь, с куклами играть не разрешаю). Ребенок слышит: Не готовь уроки и не занимайся тем, чем тебе хочется. В итоге: Малыш до вечера слоняется как неприкаянный из
угла в угол. Или сидит за столом над тетрадкой и ничего не делает.
Впоследствии он выберет нелюбимую и скучную для себя профессию, так как
родителями наложен запрет на все, что ему интересно. Лучше сказать: Займись тем, что тебе по душе, как только выполнишь домашнее задание и сложишь портфель.
РОДИТЕЛЬ ГОВОРИТ: Не будешь учить уроки – станешь дворником или собирателем пустых бутылок. Ребенок слышит: Вау! Не учи уроки – и сможешь весь день проводить на улице, не особо напрягаясь. И никто не станет тобой командовать! В итоге: Все попытки усадить малыша за учебники
упираются в изощренный саботаж. Позже он выберет альтернативный образ
жизни, организовав экологическое поселение в тайге. Или станет
истопником и возглавит рок-группу. Лучше сказать: Учи уроки – и сможешь стать тем, кем мечтаешь. Кстати, а кем?..
РОДИТЕЛЬ ГОВОРИТ: Ты ведь хочешь получить хорошую оценку? Сделай домашнее задание как следует! Ребенок слышит: Сиди над учебниками и старайся изо
всех сил. Тогда, возможно, через несколько дней ты получишь более-менее
приличную оценку. Хотя, конечно, это не факт. В итоге: Вялый энтузиазм первых минут переходит в
бодрое ничегонеделание. Девизом жизни становится: «Где бы ни работать –
лишь бы не работать!» Лучше сказать: Смотри, я завела свой
собственный журнал, куда буду ставить оценку сразу, за каждый
выполненный урок (каждую решенную задачу, написанную букву, заученный
стишок).
РОДИТЕЛЬ ГОВОРИТ: Неужели тебе так сложно написать хотя бы одну строчку без помарок и ровно? Это же элементарно! Смотри, как это делается. Ребенок слышит: Эй, дурачок, тебе что, трудно стоять
на одной ноге с закрытыми глазами и при этом жонглировать двадцатью
шариками? Я же могу. Ну и что, что я тренировался дольше, чем ты
живешь?.. В итоге: Малыш замыкается, начинает грубить или плакать. Он перестает верить в свои силы, все валится из рук и получается хуже и хуже. Лучше сказать: Ух
ты, всего три исправления и в двух местах почти ровная строчка! Супер!
Когда я первый раз сел за руль, то ошибался намного чаще. У тебя
отличные способности к обучению!
РОДИТЕЛЬ ГОВОРИТ: Ну почему твоя соседка по парте может писать букву «А» правильно, а у тебя выходит закорючка какая-то? Ребенок слышит: За какие грехи мне достался этот
неполноценный ребенок, а не та чудесная девочка, что сидит рядом?
Почему именно мой страдает этим страшным пороком – неправильным
написанием буквы «А»? В итоге: Ненависть к соседке и разработка изощренного плана мести. Вместо выполнения домашнего задания. Лучше сказать: Моя левая рука такая же
нетренированная, как и твоя правая. Давай посоревнуемся, кто быстрее
научится правильно писать эту букву: моя левая или твоя правая?
Ритуал в помощь!
Ученые разработали временные нормы, при соблюдении
которых выполнение домашнего задания не влечет негативных последствий
для здоровья и психики вашего сына или дочки. В младших классах это 40
минут.
Хотите уложиться в срок? Тогда доведите процесс до автоматизма. Это
позволит не тратить лишних усилий и время на неизбежные в любом деле
элементы рутины, повторяющиеся и не требующие обдумывания. Для этого
придайте выполнению домашнего задания форму привычного ритуала.
Однако важно помнить, что ритуал имеет одно удивительное свойство: он
способен превратить приятное занятие в еще более приятное, а
дискомфортное – в невыносимое (например, утренняя чашечка кофе
и еженедельная уборка). Поэтому ритуал выполнения уроков должен быть
максимально удобным для вашего ученика и соответствовать его
психологическим и физическим особенностям.
Один подход нужен для школьника, который познает мир через движение и
прикосновение (кинестетик), другой – для того, кто больше ориентируется
на то, что слышит (аудиал), а третий – для малыша, который доверяет
только своим глазам (визуал). Не знаете, к какому психотипу относится
ваш ребенок? Попробуйте все три описанных ниже способа. Понаблюдайте и
выберите тот, при котором сын или дочь справятся с уроками быстрее
всего и не будут выглядеть утомленными.
Начинаете делать уроки по-новому? Запланируйте для этого такой день,
когда вы сами хорошо себя чувствуете и никуда не спешите. После недели
работы в плотном тандеме можно будет время от времени отлучаться в
другую комнату. МАЛЫШ-КИНЕСТЕТИК
Положите на письменный стол учебник и тетрадку по украинскому языку, на
кухонный – по математике, на журнальный – по английскому. На старт,
внимание, марш! Первоклашка по вашему хлопку бежит из детской к
письменному столу и занимается 5-7 минут письмом, затем по вашему
второму хлопку на одной ножке скачет на кухню, где погружается в мир
цифр и чисел, а спустя еще несколько минут на четвереньках пробирается
к журнальному столику и еще минут семь учит английские названия
животных. Потом все повторяется.
Чтобы задать оптимальную скорость и не затягивать эту увлекательную
игру, поставьте условие: все должно быть готово за три круга! Или
заведите график, на котором будете отмечать временные рекорды по
приготовлению уроков.
Меняйте способы передвижения от стола к столу. Можно устраивать полосы
с препятствиями: скажем, пролезать под табуретом, перешагивать через
разложенные на полу газеты. МАЛЫШ-АУДИАЛ
Пусть поет все свои уроки! Пропевает примеры, которые решает,
предложения, которые записывает. Особенно хорош способ для заучивания
стихов и иностранных слов. Правила и таблица умножения тоже усвоятся
намного легче.
Включайте любимую карапузом музыку, но при условии, что она без слов,
или слова для малыша звучат фоном: очень тихо, на непонятном ему языке
либо давно известны наизусть.
Чтобы малыш не копался, поставьте условие – по три песенки на каждый урок. Иногда меняйте музыку. МАЛЫШ-ВИЗУАЛ
Положите на письменный стол слева от ребенка учебники и тетради,
которые потребуются завтра в школе. По мере выполнения задания
перекладывайте их в стопку справа. Наглядный показатель проделанной
работы здорово стимулирует визуалов к дальнейшим свершениям.
Чтобы ученик не засиживался, поставьте перед ним песочные часы с
десятиминутным интервалом. Объясните, что каждый урок необходимо
сделать за то время, пока песок пересыпается вниз.
В жизни не исключены форс-мажорные обстоятельства, когда вы не сможете
участвовать в организации приготовления уроков. На этот случай
отрепетируйте ритуал «Делай сам!».
Для этого раз в неделю, скажем, по пятницам, пусть кроха учит уроки
самостоятельно. А вы только проверяйте, когда он закончит. Качество
выполненного будет несколько ниже, чем обычно, но один день в неделю
существенно на успеваемость не повлияет. Зато это привьет
ответственность.
Можно приучать к самостоятельности постепенно: сначала давайте ему
самому делать какой-то один урок, следующую неделю – другой. Отдельного
навыка требуют умение разобраться, что именно задали (перед выполнением
домашнего задания), и самопроверка: все ли сделано (после). А что может
быть увлекательней складывания портфеля, если делать это на скорость!
Делу – час, потехе – время
Учите ребенка распределять время и бережно к нему относиться. Если он
справился с математикой быстрее, чем обычно, предложите ему
использовать высвободившиеся минуты для чего-нибудь приятного. А
возможно, он потратит свой бонус на более длительное выполнение урока
по английскому языку.
Очень важно, чтобы малыш делал уроки быстро. В его представлении
выполнение домашнего задания должно быть чем-то насыщенным и занимающим
небольшой отрезок времени, сравнимый с одним уроком в школе. Установка: «Будешь сидеть, пока не сделаешь безупречно!» –
напоминает армейский анекдот, в котором солдат заставляют копать
траншею от забора и до обеда. Ведь совершенству нет предела, и
всегда в домашней работе легко найти какие-нибудь недостатки.
Недопустимо заставлять его переписывать целую страницу из-за помарок и
исправлений. Таким образом у человека формируется боязнь ошибок. Кроха
вырастет безынициативным и нетворческим. Не ошибается лишь тот, кто
ничего не делает! Большая часть времени после школы должна использоваться вашим сыном или дочкой для игр – именно это сейчас ведущая деятельность.
А еще у малыша должно оставаться достаточно сил на паузы, во время
которых он может прислушаться к себе, своим желаниям, пробуждающимся
талантам и попробовать свои силы в чем-то, не предусмотренном школьной
программой, но к чему тянется душа. Кстати, присутствие в жизни школьника увлечений и хобби отнюдь
не мешает успеваемости, а, наоборот, делает его более организованным и
ответственным. Важно только расставить приоритеты: сперва
школа, потом остальное. И не навязывайте сами ребенку кружки и секции,
иначе вместо проворного «все-успевайки» получите апатичного «нехочуху».
Это должна быть только его инициатива. Ваше дело – просто познакомить с
«ассортиментом»!
журнал "Хорошие родители"
|