Когда можно считать, что у ребенка появился комплекс?
Галина Бурменская:
Образ себя (представление о своей привлекательности, силе...) начинает
складываться очень рано, уже в четыре-пять лет у ребенка есть общее
представление о том, кто он такой. К семи-восьми годам этот образ
становится все более определенным: сравнивая себя с другими детьми и
взрослыми, ребенок постепенно осознает свои сильные и слабые стороны.
Для девочек большее значение имеет их внеш-ность (лицо, фигура), для
мальчиков – сила и ловкость. В основе детских комплексов часто лежат не
реальные дефекты внешности, а негативная оценка других людей и, как
следствие, чувство неудовлетворенности собой. У детей неуверенность в
себе всегда связана с тем, что говорят о них другие: «толстый»,
«ботаник»... Ребенок начинает стесняться себя, чувствует, что он хуже
других. Особая пора для расцвета комплексов – подрост-ковый возраст. В
это время дети очень придирчивы к себе и остро переживают (реальное или
мнимое) свое несовершенство. Именно поэтому комплексы у подростков
формируются чаще и переживаются гораздо болезненнее, чем в любом другом
возрасте.
В какой мере родители ответственны за детские комплексы?
От них, конечно, зависит многое, прежде всего – самооценка ребенка и
его самопринятие. Именно от близких людей ребенок узнает о том, какой
он: красивые волосы, смышленые глаза, ловкие руки... В ответ на
восхищенное «Какая ты у меня красавица!», «Какой ты у меня смелый!» у
детей вырабатывается ощущение самоценности (независимо от объективных
данных). Напротив, недостаток внимания к ребенку (тем более холодность
близких) подрывает его уверенность в себе, делает его уязвимым. Кроме
того, когда взрослые сами страдают от комплексов, они могут
непроизвольно передать неудовлетворенность собой детям. Зачастую они
усложняют дело, давая ребенку характеристики, рожденные представлением
о собственном несовершенстве («Он весь в меня, такой же застенчивый»),
или стремясь делать все, чтобы он не унаследовал их «недостатки»
(например, устанавливают диету). Но чем старше становится ребенок, тем
более важным для него оказывается мнение сверстников: представления о
себе подростка могут сильно измениться под влиянием оценок его
компании, а также молодежной моды. Поэтому так важно с раннего детства
обращать внимание детей на то, что все люди – разные. Мы по-разному
выглядим, по-своему мыслим и любим не одно и то же. Представление об
этом поможет в нужный момент выдержать взгляды других людей, критически
воспринять чужое мнение и сохранить веру в себя.
Как реагировать, если ребенок начал переживать из-за своей внешности или личных качеств?
Утешая ребенка, не делайте вид, что для его страданий нет повода:
«Только ты обращаешь на это внимание!», «Подумаешь, очки!» Чувствуя,
что его не понимают, он останется один на один со своими сомнениями,
станет преувеличивать проблему и ощутит еще больший дискомфорт… Иногда
дети комплексуют из-за какой-то черты внешности, унаследованной ими от
отца или матери. Не стоит подчеркивать это сходство, желая разубедить
сына или дочь: «Посмотри, у мамы тоже веснушки, это же так красиво!»
Его неприязнь к себе может только усилиться. Но подчеркивайте в
разговоре с ребенком: у каждого человека есть особенности, которые
кому-то нравятся, а кому-то нет, невозможно нравиться всем сразу! Если
девочка страдает из-за веснушек и хочет, например, их запудривать –
соглашайтесь: она почувствует, что ее понимают и стараются помочь. Если
же вам это не нравится, скажите прямо, что вы бы так делать не стали.
Очень важно, чтобы ребенок мог рассказать кому-то из взрослых о том,
что его беспокоит. Когда болезненная для него тема замалчивается, он
может решить так: если дома нельзя говорить о том, над чем смеются в
школе, значит, он безразличен родителям или ситуация действительно
тяжелая. Будьте деликатны, избегайте категоричных утверждений: «Тебе и
правда не повезло», «Ничего не поделаешь с такими волосами!»
Как помочь ребенку научиться принимать себя таким, как есть?
Когда детей что-то тревожит, прежде всего они нуждаются в нашей
поддержке: они еще не в силах справиться со своими чувствами, не умеют,
к примеру, ответить тому, кто смеется над ними. Подскажите точные
слова: «Я уже слышал это тысячу раз, скажи что-нибудь новенькое».
Попробуйте исправить дефект: смените оправу очков, скорректируйте
оттопыренные уши. Учите (на собственном примере) самоиронии. Если у вас
есть подобный опыт, расскажите о нем (например, как вы переживали из-за
формы своего носа, пока не обнаружили, что она никого не смущает, а
некоторым даже нравится). Или расскажите, как со временем какие-то ваши
особенности стали достоинствами (свою версию «Гадкого утенка»). Но
главное, помогайте ребенку добиваться успеха в том, чем он увлечен, и
тогда ему будет чем гордиться, кроме своей удачной (или не очень)
внешности. Зная о своих достоинствах, легче обрести веру в себя.
Когда нужна помощь психолога? Детские
комплексы естественны и не должны вызывать у родителей паники.
Реагировать надо, если ребенок постоянно говорит о своем переживании, у
него долго (больше недели) нет настроения ничем заниматься, он
расстроен, подавлен, не хочет ни с кем общаться...
10.03.2009
Истории, чтобы примириться с самим собой
Детям трудно выразить то, что их беспокоит, открыто рассказать о
том, что они переживают, чего боятся, почему им сейчас стыдно. Зато они
очень любят слушать истории – сказочные, волшебные, захватывающие и в
то же время удивительным образом реальные, потому что в них
рассказывается о мальчике или девочке «совсем как я». Именно такие
психотерапевтические истории предлагает австралийский психолог Дорис
Бретт*. Они позволяют ребенку разобраться в своих переживаниях,
почувствовать, что он не одинок, что и другие дети испытывают то же
самое. Ребенок перестает чувствовать себя хуже других и вслед за героем
находит выход из трудной ситуации. В книге есть рассказы о детях,
которых дразнят из-за внешности, которые вечно беспокоятся или ревнуют
к братьям и сестрам… Авторские комментарии и рекомендации позволят
родителям адаптировать «истории про Энни» к особенностям собственного
ребенка или даже сочинить для него свою, особую историю.
журнал "Психология"
|