Пожалуй, самая лучшая пора для первого знакомства с этими необходимыми
предметами — возраст от 9 до 10 месяцев. Не беда, что поначалу ваш
карапуз вряд ли попадет ложкой в рот. Малышу важно ощутить новый
предмет и понять, что же с ним делать.
В возрастном промежутке от 15
месяцев до полутора лет большинство ребятишек уже стремятся есть
самостоятельно.
Даешь котлету!
Сделать это раньше (в год) практически не удается, особенно если
учесть, что малыш постоянно получает жидкую пищу (суп). А вот с пюре
или котлеткой уже можно справиться и без помощи мамы. Не удивляйтесь,
если чадо станет есть прямо руками. Не стоит стыдить, а тем более
ругать ребенка. Спокойно вытрите ему пальчики и предложите ложку,
говоря при этом: „Ложечка просит, чтобы Катя взяла ее в руку. Посмотри,
какая она красивая. Давай попробуем, есть кашу ложкой".
Если подобное знакомство не произойдет вовремя, то в ближайшем будущем
можно столкнуться с определенными проблемами. Например, двухлетнего
малыша никакими уговорами не получится убедить есть самостоятельно,
потому что он уже большой. Приступая к „рискованному эксперименту",
цель которого — ближе познакомить крошку с ложкой, стоит учитывать, что
работа этим прибором требует большого напряжения, и полуторолетний
кроха быстро устает. Поэтому, если вы чувствуете, что малыш утомился,
докормите его сами.
Нередко дети в начале кормления едят с аппетитом, а затем играют и с
ложкой, и с едой. Выливают суп, стучат ложкой по тарелке. Постарайтесь
сохранить спокойствие! Возможно, кроха уже наелся. В любом случае, если
ребенок потерял интерес к еде, ее нужно тут же убрать. Отодвиньте
тарелку, вытрите ротик малыша салфеткой — это своеобразный сигнал: еда
закончена. Отпустите кроху играть. Если же после этого малыш начнет
плакать, капризничать или тянуться к тарелке, значит, он не наелся. Что ж, докормите его.
Всему свой черед.
Одновременно пора приучать малыша и к гигиеническим навыкам. Пусть
прелюдией к застолью станет полезный ритуал, где все совершается друг
за другом в определенной последовательности. Вымыли крохе ручки с
мылом, вытерли их полотенцем, надели фартучек, а уже потом садимся за
стол. Все свои действия сопровождайте словами: „Вымоем руки — пойдем
кушать". Не забудьте положить на стол салфетки. Они пригодятся, когда
ребенок насытится и нужно будет вытереть рот. Это знак — еда закончена.
Обязательно похвалите малыша: „Молодец, Саша, хорошо покушал. А теперь
будем играть".
И еще несколько практических советов. Кормление ребенка ни в коем
случае нельзя превращать в цирковое представление.
Избежать этого
легко, если вы будете придерживаться следующих правил:
* не кормите дитя насильно;
* позволяйте малышу есть самостоятельно и при этом помогайте ему;
* вовремя вводите в детский рацион густую пищу;
* приучайте кроху жевать;
* старайтесь, чтобы стол был красиво оформлен;
* приглашайте ребенка к трапезе только тогда, когда все уже готово;
* горячий суп наливайте заранее, пока малыш еще не занял свое место за
столом.
Такая предосторожность совсем не покажется лишней: если кроха
случайно перевернет тарелку, то не обожжется супом;
* во время кормления находитесь постоянно рядом с малышом.
Процесс кормления стоит использовать и для общего развития ребенка.
Каждый раз, приступая к очередному блюду, называйте его. Обращайте
внимание малыша на цвет и форму продуктов, а также на их вкус (кислый,
сладкий, соленый). Отметьте свойства блюда: холодное, горячее и теплое.
Например: „Танечка, посмотри, огурчик зеленый, длинный, а яблочко —
тоже зеленое, но круглое. Лимон кислый, а груша сладкая".
Во время еды
ребенок может освоить и расположение предметов: „Катя сидит за столом,
перед Катей тарелка, в правой руке — ложка, в левой — хлеб". Хочу
обратить ваше внимание, что только к трем годам становится ясно, какая
рука у ребенка является ведущей. Так что, если кроха берет ложку в
левую руку, не спешите тут же перекладывать ее в правую. Ребенок может,
есть и правой, и левой рукой. Вначале малыш держит ложку в кулаке (так
удобнее), со временем он научится держать ее правильно.
И все-таки
обращайте внимание крохи на то, как вы сами манипулируете ложкой. Не
мучайте себя и не уподобляйтесь тем родителям, которые за столом читают
сказки, разыгрывают целые спектакли, поют, чтобы любимое дитя съело
хотя бы кусочек. Как известно, аппетит приходит во время еды. Поэтому
не стоит проявлять излишнюю строгость и резко отрывать ребенка от игры
в машинки или кубики. Учтите, что малышу трудно быстро переключиться с
одного вида деятельности на другой. Возможно, вам пригодится вот такой
нехитрый педагогический маневр.
Если у мамы все готово к обеду, а
ребенок увлеченно играет, пригласите малыша к столу нестандартным
образом. Скажите, к примеру, так: „Вижу, что у нас проголодался не
только Саша, но и его любимый медвежонок тоже хочет кушать. Давай-ка
отвезем его на автомобильчике мыть руки".
Что мы умеем?
* Десятимесячный малыш свободно пьет из чашки, ест густую пищу, охотно
учится жевать, если мама предлагает ему кусочки сырых овощей или
корочку хлеба.
* К 12-15 месяцам ребенок уже хорошо владеет ложкой.
* Полуторагодовалый карапуз может есть самостоятельно густую по
консистенции пищу, а к двум годам — и жидкую.
* В возрасте двух лет ребенок, которого обучали гигиеническим навыкам,
умеет пользоваться салфеткой, а перед едой сам моет руки.
* Достижения трехлетки растут: он умеет пользоваться детской вилочкой,
способен выразить свои желания словами: „Хочу чаю, дайте молока..."
После еды ребенок говорит „спасибо".
(При перепечатке материала активная ссылка на источник http://kindermy.ru/ обязательна!) |