Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.
Игра дает перерыв в повседневности, с ее монотонностью. Игра это неординарность.
Игра дает выход в другое состояние души. Подчиняясь лишь
правилам игры, ребенок свободен от всяческих сословных, меркантильных и
прочих условностей. Игра снимает то жесткое напряжение, в
котором пребывает подросток в своей реальной жизни, и заменяет его
добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил.
Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и
несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество
порядок, очень ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире.
Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству.
Игра имеет тенденцию становиться прекрасной. Хотя в игре существует
элемент неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению.
Игра дает увлеченность. В игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.
Игра дает возможность создать и сплотить коллектив.
Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с
другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают
способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.
Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
Игра дает понятие о чести. Она противостоит корыстным и
узкогрупповым интересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но
важно, чтобы победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе
были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и
благородство. Игра дает понятие о самоограничении и самопожертвовании в
пользу коллектива, поскольку только "сыгранный" коллектив добьется
успеха и совершенства в игре.
Игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков
действительности. Противопоставляет жесткому миру реальности иллюзорный
гармоничный мир - антипод. Игра дает романтизм.
Игра дает физическое совершенствование, поскольку в активных
своих формах она предполагает обучение и применение в деле умения
ориентироваться и двигаться.
Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки в создании необходимой игровой атрибутики.
Игра дает развитие воображения, поскольку оно необходимо для создания новых ситуаций, правил игры.
Игра дает развитие остроумия, поскольку процесс и пространство
игры обязательно предполагают возникновение хохм и комичных ситуаций.
Игра дает развитие психологической пластичности. Игра далеко не
одно только состязание, но и театральное искусство, способность
вживаться в образ и довести его до конца.
Игра дает радость общения с единомышленниками.
Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях,
проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире.
Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который
так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное
отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.
В игре имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями.
Позиция детей в игре в зависимости от ее вида может быть и
исполнительской, и деятельно-созидательной. Роль педагога тоже
вариативна: от организатора и активного участника (например, деловая
или сюжетно-ролевая игра) до наблюдателя и консультанта (спортивные
игры и т.п.).
Игры самоценны, особенно как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении.
Игра, как важнейший компонент технологии воспитания детей,
является полигоном для их социальных проб, т.е. тех испытаний, которые
выбираются детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются
способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных
отношений.
Функциональные возможности практически любой игры необычайно высоки. Любая игра, по сути, является полифункциональной.
Родители сегодня особенно, как никогда должны стремиться к тому,
чтобы делать жизнь ребёнка яркой, разнообразной и неисчерпаемой в плане
новизны и полезности получаемой им информации. Это на сегодняшний день
самый действенный и "дешевый" во многих смыслах путь не только
первичной профилактики дезадаптивного поведения и формирования
пессимистической жизненной стратегии растущих людей, но и вообще
полноценного их развития как личностей с гармоничным сочетанием
конкурентоспособности и гражданственности. Ребёнка нужно постоянно удивлять, радовать, восхищать -
только в этом случае возможно истинное сотрудничество и сотворчество
Родителей и Детей.
Кудашов Г.Н., Заместитель директора по научно-методической
работе ГАУ ДОД ТО "Областной центр дополнительного образования детей и
молодежи", преподаватель ТюмГУ, руководитель молодёжного
социально-творческого объединения "Искра", кандидат педагогических наук.
|