Существует большая разница между вальдорфскими и обычными детскими
садами. Если вы решились на эту методику воспитания, важно определить
подходит ли она вашей семье.
Когда впервые приходишь в вальдорфский детский сад, сразу
возникает ощущение, что именно таким и должно быть детство: игры под
пение воспитательницы, которая на глазах у детей вымешивает пышное
тесто для хлеба или шьет куклы для предстоящего праздника среди уютной
деревянной мебели и игрушек ручной работы. Здесь царит ощущение того,
что каждый ребенок любим, неповторим и желанен. Скорее всего именно
этим можно объяснить успех вальдоровских садов, где не признается
официальная педагогика и в каждом ребенке приветствуется его
индивидуальность. Но все же, прежде чем вы решитесь отдать своего
малыша в такой сад, нужно подробнее узнать об этом методе воспитания и
оценить на сколько приемлемы декларируемые в таких садах принципы для
вашей семьи.
Вальдорфский сад – это своеобразная философия, которая вызывает неоднозначные мнения.
Почти сто лет назад, в 1919 году при табачной фабрике "Вальдорф
Астория" была открыта небольшая школа, в которой учились дети рабочих.
Главным инициатором этой затеи был Рудольф Штайнер, чудаковатый
философ, создавший, нашумевшее в начале двадцатого века антропософское
учение. Главная задача этого учения заключалась в существенном
изменении и по крайней мере возврате к первоначальному замыслу
человеческой природы, который, по его мнению был испорчен авторитарным
воспитанием технократической цивилизацией. На протяжении долгого
периода времени европейская педагогика исходила из того, что "ребенок -
это недоделанный взрослый", которого необходимо воспитывать методом
кнута и пряника, для того чтобы он усовершенствовался и смог занять
положенное ему по рождению и материальное положение в обществе.
Именно Штейнер, одним из первых в Европе выдвинул мысль о том, что
детство - это удивительная пора в жизни любого человека, что в этот
период ребенок обладает неограниченными природными и духовными
возможностями, что воспитатели и родители не должны стремиться
превратить ребенка во взрослого, навязывая ему какие-то общепринятые
устои, а наоборот, создать условия, для того чтобы он подольше
оставался маленьким, что бы сумел раскрыть свой потенциал и
почувствовать все прелести этого возраста.
Вальдорфская педагогика, которую еще иногда называют педагогикой
равных возможностей ориентируется прежде всего на личность ребенка, не
зависимо от материального положения его родителей, интеллектуального
развития и творческих способностей. Основополагающим принципом жизни вальдорфского сада является
ритм. В течении дня циклы расслабления чередуются с циклами
концентрации. Свободная индивидуальная игра, которой здесь придается
особое значение сменяется групповыми занятиями, после которых следует
уборка и прогулка, а сказкой - эвритмия. Последователи этого метода
считаю, что ребенок чувствует себя спокойнее и увереннее, если знает в
какой момент и что он будет делать. Например, по понедельникам рисуем
акварелью, по вторникам лепим из глины, по средам вырезаем из бумаги.
Еще одним отличием такого сада является то, что в одной группе
занимаются дети разных возрастов, это дает возможность маленьким
учиться у больших, подражая им как нужно одеваться, убирать, рисовать,
лепить. Все как в большой семье, где воспитательница выполняет роль
мамы, со всеми повседневными заботами, будь то уборка, готовка или
починка детской одежды.
Большое значение здесь уделяется ручному труду, все дети учатся
резать по дереву, вышивать, работать на ткацком станке и гончарном
круге. Принято считать, что соприкосновение с живым природным
материалом, будь то шерсть, шелк, дерево или глина способствует
интеллектуальному развитию и правильному духовному воспитанию.
Особое внимание уделяется изобразительному искусству, это не
просто рисование в привычном там понимании. Это скорее игры с красками,
в которых ребенок учиться находить самостоятельные творческие решения,
фантазировать, а не следовать шаблону, данному учителем. При этом
дается всего три краски: желтая, красная и синея, а ребенок в свою
очередь должен сам составлять дополнительные цвета из уже предложенных.
Каждый день в группе обязательно проводится ритмическая игра - это
смешение свободных движений и музыки, пения и декламации стихов. Кроме
этого, рассказ сказки воспитательнице сопровождается игрой на каком -
либо музыкальном инструменте, например флейте или лире, которые
находятся в постоянном доступе и любой ребенок может подойти и
попробовать самостоятельно поиграть. С идеей ритма также связывается
множество теплых, ярких праздников. На смену лета приходит осень, осени
- зима, зиму сменяет весна и каждому временя когда сопутствует
множество праздников. Естественно, с привычными детсадовскими
утренниками, где смущающиеся дети "выстреливают" заученными стихами,
ничего общего они не имеют. Все вместе от души выселяться, и дети и
родители и воспитатели. Например, на Рождество разыгрывается мистерия о
звезде и волхвах, на Масленицу кружат хороводы и жгут чучело,
символизирующее зиму, а на Пасху красят яйца. На праздник урожая,
который проходит в начале осени все дружно пекут пироги с капустой, а в
ноябре, когда дни становятся короткими и неуютными устраивается
праздник фонариков., когда дети и взрослые зажигая самодельные фонарики
со свечками отправляются на поиски волшебного царства гномов.
Пышно празднуют и дни рождения детей, имениннику читают стихи и
поют песни, дарят собственноручно сделанные подарки из природных
материалов.
Все плюсы вальдорофской педагогики очевидны и они очаровывают и
взрослого и ребенка впервые перешагнувшего порог группы, но в этом
методе воспитания есть и свои минусы, которые не заметны на первый
взгляд.
Первое. Не стоит забывать, что такая педагогика базируется прежде
всего на антропософии, достаточно жестком идеологическом учении,
которое связано с оккультизмом, мистикой и эзотериков. И даже если это
не влияет на прямую на жизни детского сада, но все равно пусть и
косвенно, но влияет на формирование детской личности.
Второе. Один из принципов, но котором базируется вольдорфская
педагогика заключается в позднем (в 10 - 12 лет) начале обучения в
привычном понимании этого слова. Вальфродовские педагоги до созревания
так называемого "астрального тела" не рекомендуют заниматься развитием
интеллекта. Это создает сложности для детей, которые после такого сада
поступают в обычные общеобразовательные школы.
Еще один аспект - это игрушки, в вальдоровских садах они
самодельные, из натуральных материалов: тряпочные или некрашеные из
дерева или глин. Обычные куклы, машинки и конструкторы под запретом,
ребенок, играя должен развивать фантазию и творческие способности.
Конечно, некоторые родители могут согласиться с подобной постановкой
вопроса, но вот дворовые приятели вашего малыша вряд ли всерьез
согласиться с тем, что деревянные чурочки или тряпочные "голыши" круче
радиоуправляемых машинок. А это означает, что ребенок либо выпадет из
детского социума, либо будет играть дома в привычные магазинные игрушки
и тем самым обрекая себя на двойную жизнь.
Но все же не стоит сразу отрицать для себя возможность отдать
своего малыша в подобный детский сад. Такая педагогика прошла испытание
временем и ее несомненные плюсы: индивидуальный подход к детям,
воспитание семейных ценностей, развитие творческих способностей и
размеренный жизненный ритм - все это может перевесить в определенной
ситуации все минусы и недостатки.
В таком саду уютно и комфортно буду ощущать себя робкие ранимые
детки, которые плохо переносят разлуку с мамой. Здесь с пониманием
подойдут и к гиперактивному и к медлительному ребенку. Хорошо себя
чувствовать в вальдоровком саду будут творчески-одаренные дети, которые
больше склонны к интуитивнообразному, а не рационально-логическому
мышлению. В общем все те "необычные", "нестандартные" малыши, которые
плохо вписываются в обычную педагогику, для которых адаптация к
обычному детскому саду приводит к психологическим травмам.
(при копировании материала ссылка на сайт http://kindermy.ru обязательна)
|