Одна из самых известных и широко применяемых на практике методик исследования
нашего сознательного и бессознательного – знаменитый тест
«Дом-дерево-человек», предложенный Дж. Буком еще в 1948 г.
Первоначально предполагалось рисовать все эти элементы по отдельности,
однако позже тест был модифицирован другим исследователем – Р. Берне.
Он-то и предложил совместить все три объекта в одном рисунке, и именно
в таком варианте мы используем в настоящее время этот тест.
Нарисовать «триаду» можно предложить и взрослому, и малышу как
индивидуально, так и в группе – вот почему тест столь популярен в наше
время повального увлечения психологией. Во множестве школ дети рисуют
этот классический рисунок по просьбе школьного психолога, и даже в
детских садах с некоторых пор малыши изображают домики с деревцами не
просто так, а «со смыслом».
Можно дискутировать о том, насколько тестирование вообще и проективные
методики в частности позволяют получить объективную информацию о
личности человека. Но тот факт, что внимательному взрослому,
вооруженному нужной информацией, будет легче оценить степень душевного
благополучия своего ребенка и вовремя обратить внимание на то, что
этого внимания настоятельно требует, – бесспорен.
Поэтому познакомлю вас с тестом поближе. Как и остальные рисуночные тесты,
он называется проективным, поскольку представляет собой именно проекцию
нашего бессознательного «на чистый лист». Идея состоит в том, что
ребенку предлагают изобразить дом, дерево и человека, а когда рисунок
будет готов, его дополняют расспросами о деталях сюжета.
Полная «расшифровка» всех элементов заняла бы пару десятков страниц, и,
кроме того, при желании вы всегда можете найти методику в Интернете.
Поэтому ограничимся лишь тем, на что в основном следует обратить
внимание.
Итак, давайте посмотрим, как малыш изобразил дом. Хорошо, если он получился симпатичным и уютным. А вот если дом некрасивый, развалившийся – вполне возможно, ребенок таким образом воспринимает свой собственный дом в широком смысле, то есть свою семью.
Если дом много крупнее всех других элементов рисунка (дерева и
человека) – значение семьи в его мире чрезмерно велико. А в случае,
когда дом очень маленький –
семейные связи в понимании ребенка, наоборот, слабы и непрочны. Если же
домик еще и нарисован в отдалении, на заднем плане – можно говорить о
чувстве отверженности.
Также не слишком здорово, когда вместо дома нарисован его план (проекция
сверху) или же дом рисуется с многочисленными исправлениями,
стираниями, неуверенными контурами – возможно, имеет место серьезный семейный конфликт.
Обратите внимание на ступеньки. Обычно детки рисуют их
перед дверью, но если вдруг они ведут в глухую стену без дверей – это
может быть свидетельством конфликтной ситуации, вследствие которой
ребенок «закрывается» от общения.
В норме в домике должны быть и окна, и двери. Если
их нет – ребенок замкнут, избегает контактов, боится раскрыться.
Огромный замок на дверях также говорит о скрытности, мнительности и
недоверии к миру.Решетки на окнах символизируют боязнь агрессии,
наличие ощущения опасности либо зависимости и несвободы. Чтобы
разобраться, в чем же дело, посмотрите и на стены – слишком толстые
стены в сочетании с мощной крышей также говорят о потребности в защите.Крыша – проекция сферы фантазии. Рассмотрев ее внимательно, можно понять, насколько ваш ребенок – фантазер.
Еще пару десятков лет назад на всех рисунках непременно была и труба с дымком.
Ее отсутствие оценивалось психологами как нехватка тепла в семье.
Однако современные городские дети все чаще рисуют то, что видят – дома
без труб. Конечно, вполне можно предположить, что эмоциональный климат
в современных урбанизованных семьях попрохладней, чем в некогда больших
патриархальных. Но может, все объясняется проще: дети просто никогда не
видели домика с трубой, тем более – с печью, которую топят (источник
дымка).
Еще нюанс: если при обсуждении рисунка ребенок говорит, что в домике
живет он один без взрослых – возможно, его чересчур опекают и он уже
устал от этого.
Теперь рассмотрим рисунок дерева. Повышенного внимания требует автор любого «проблемного» растения.
Если дерево сухое, сломанное, без листьев и корней – ребенок явно ощущает сильный психологический дискомфорт или даже депрессию.Отсутствие корней вообще не слишком хороший знак – это может говорить о слабой привязанности к семье, малой значимости семейный связей.
Если корни висят в воздухе, без земли – ребенок, возможно, не ощущает устойчивости, «почвы под ногами» – или просто плохо ориентируется в реальной жизни.
Если очень тщательно прорисована кора – сильна боязнь агрессии и потребность в защите.Дупло, особенно сильно наведенное – знак перенесенной в прошлом
травматичной, сложной ситуации. Если в дупле сидит белка или птица –
это свидетельство потребности в защите и спокойствии.Ветки – символы общительности ребенка. Если они расходятся в
стороны, образуя раскидистую крону – ребенок контактен, открыт. А вот
если, напротив, прижаты и нарисованы одной-двумя линиями – с общением
могут быть проблемы. Если ветви скрыты листьями – автор рисунка также
скрытен.
Проблемно, когда отсутствует крона (листья) – ребенок не
видит будущего, не представляет себе перспектив своей жизни. Если ветви
обрублены и обломаны – это свидетельство психотравмы или депрессии, а
если ветки заканчиваются остриями – это проявление агрессивности.
Острая вершина (к примеру, у елочки) говорит о том, что такая
агрессивность – защитная, это оборона от опасности – настоящей или
мнимой.
Если кусты тесно окружают дом, может иметь место сильное желание оградить себя защитными барьерами.
Ну а описание рисунка человека уже было подробно рассмотрено в предыдущей статье.
Лучше обратим внимание на общий вид рисунка.
Посмотрим, какая изображена погода – она отражает
переживания ребенка в целом. Скорее всего, чем хуже погода нарисована,
тем более вероятно, что он воспринимает окружение как враждебное,
давящее; и наоборот, чем лучше погода – тем спокойней у ребенка на душе.
Уделим внимание и композиции. Если рисунок ютится на краю листа – скорее всего, ребенок чувствует себя неуверенно.
Считается, что правая сторона картинки символизирует будущее, а левая –
прошлое. То есть размещение рисунка преимущественно в левой половине
листа – это акцентирование на событиях прошлого, а в левом верхнем углу
листа – склонность избегать новых переживаний и желание уйти в прошлое
или углубиться в фантазии, либо страх перед будущим.
Ну а сильное смещение к правому краю листа – наоборот, желание «убежать» в будущее и избавиться от прошлого.
Кроме того, стоит также внимательно понаблюдать, в какой последовательности
ребенок рисует предложенные элементы. Считается, что если первым
нарисован человек, то основное для ребенка сейчас – осознание себя и
своего места в мире. Если сначала изображается дерево, то на первом
месте – жизненная энергия. Ну а если малыш первым делом нарисовал дом,
главное для него в настоящее время – безопасность.
И, конечно, важно не только то, что рисует ребенок, но и как он это делает и что при этом говорит.
Если он все время беспокоится, что рисует плохо, «неправильно» – видимо, он недостаточно уверен в себе.
Если по ходу рисования уменьшаются темп и продуктивность – нервная система ребенка склонна к быстрому истощению.
Ну а если тестирование вызывает явное сопротивление и отказ – он не желает раскрыть себя или пытается скрыть проблемы.
В
завершение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что по паре тревожных
признаков нельзя судить об общей картине. И если вам что-либо не
понравилось, насторожило в рисунках сына или дочки, лучше обратитесь за консультацией к хорошему детскому психологу: «домашний» анализ рисунков ребенка необходим лишь для того, чтобы вовремя заметить проблему.
интернет-журнал «ШколаЖизни.ру»
|