То, что у взрослых принято называть «дошкольным детством», для малыша — начало жизни, время, когда он начинает открывать для себя мир человеческих отношений и общественных функций. Маленький человек испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь и активно участвовать в ней, окунуться в мир недоступных ему вещей. У всех детей есть заветный ключик от этого мира, к сожалению, недоступный взрослым: чудесное слово: «Понарошку!».
Истоки ролевой игры находятся в предметно-манипулятивной деятельности раннего детства. Сначала ребенок поглощен предметом и действиями с ним. Становясь старше и овладевая действием, он начинает осознавать, что действует сам, а, значит, действует как взрослый. С этого момента его вниманием завладевает человек. Взрослые и их действия становятся образцом для подражания.
Первые виды ролевых игр возникают на границе раннего (2-4 года) и дошкольного (5-7 лет) детства. Именно в этот момент, любое сильное впечатление, вызвавшее у малыша эмоциональный отклик, приводит к возникновению образно-ролевой игры — в ней ребенок с легкостью может вообразить себя кем угодно и чем угодно. Поездка за город на электричке может на целый день превратить его в пыхтящий паровозик, а поход в зоопарк — в бегемота, пускающего в ванной пенные пузыри. Ребенок вживается в образ, чувствует его душой и телом. Образно-ролевая игра является источником сюжетно-ролевой игры, которая ярко проявляется с середины дошкольного периода.
Игровое действие имеет символический характер. Играя, ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом — другой: «Мне нельзя умываться, потому что я кусочек сахара и могу растаять!» А чтобы этого не случилось, необходимо дать ему мороженое, «потому что оно, на самом деле, волшебный эликсир».
Большой мир — в миниатюре
В любой детской всегда в изобилии найдутся игрушки, повторяющие предметы человеческой культуры или быта: мебель, посуду, одежду, машины. С их помощью ребенок усваивает функциональные назначения предметов и приобретает навыки их использования. Не имея возможности получить в свое распоряжение настоящие автомобиль, утюг или мамину шубу, ребенок использует предметы-заместители: крышка от кастрюли становится рулем, а палочка ложкой. Появление предмета-заместителя — очень хороший показатель психического развития, эти предметы помогают малышу в дальнейшем легче усваивать различные символы.
Ролевые игры влияют на формирование произвольности всех психических функций. Начинает развиваться произвольное поведение, произвольные внимание и память. Сознательная цель — запомнить что-то, сдержать импульсивное движение — раньше и легче получается у ребенка в игре. А предмет-заместитель становится опорой для мышления.
Кстати, камушки, железки, стружки, фантики и прочий ненужный, с точки зрения мамы, мусор, который насобирал малыш, из детской выбрасывать не стоит. Оптимальное решение — поставить для него коробку в дальний угол. В этом случае и порядок в доме сохранится, и ребенок получит возможность более интересно играть, развивая свое воображение. Замечено, что творческими способностями в большей мере обладают те, кто обходился в детстве парой стеклянных шариков и кусочком фольги, а отнюдь не конструктором «Лего».
Постепенно активные игровые манипуляции с предметом-заместителем сокращаются, и малыш начинает действовать во внутреннем, воображаемом пространстве. Играя, он переходит к мышлению в образах и представлениях. Кроме того, в игре, исполняя различные роли, ребенок учится видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей, мыслительной способности человека, позволяющей представить иной взгляд и иную точку зрения.
Игра – дело серьезное
Было бы ошибкой считать, что игра для дошколенка — это ничего не значащая забава и приятное развлечение. Она оказывает огромное влияние на детей в этот период: влияет на формирование характера, помогает ребенку приобретать важные качества для дальнейшей, взрослой жизни. В процессе совместной игры главным образом разворачивается общение малыша со сверстниками. Детям приходится учитывать желания и действия друга, отстаивать своё видение происходящего, строить и реализовывать совместные планы. В игре приобретаются навыки видов деятельности, которые потом получают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Постройка из кубиков вплетается в ход игры. В этих же рамках начинает складываться и учебная деятельность. Начиная учиться, при помощи воспитателей и родителей, дошкольник воспринимает этот процесс как новую игру, с определенными ролями и правилами. Выполняя их, он овладевает элементарными учебными действиями.
Как живется, так и играется
Если внимательно понаблюдать за ролевой игрой, в которой участвует малыш, можно узнать о его чувствах, настроении и темпераменте. Наблюдая за игрой, важно различать ее сюжет и содержание.
Сюжет — это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре (больница, семья, война, магазин). Сюжеты игр напрямую зависят от конкретных условий жизни и изменяются вместе с ними, а так же вместе с расширением кругозора ребенка и степени его знакомства с окружающим миром.
Содержание игры — это воспроизводимые ребенком отношения между ролями-участниками, то, что маленький наблюдатель и «повторятель» считает главным в отношениях окружающих его взрослых. В содержании выражена степень проникновения ребенка в эти отношения. Оно может отражать лишь внешнюю сторону поведения человека (только то, с чем и как он действует) или его отношение к другим людям, а возможно, и смысл человеческой деятельности.
В зависимости от этого, одна и та же игра по своему сюжету (например, «в семью») может иметь совершенно разное содержание. Одна «мама» будет ругать и наказывать своих «детей», другая — краситься перед зеркалом и торопиться в гости, третья — постоянно стирать и готовить, четвертая — читать детям книжки, заниматься с ними. Все эти варианты отражают то, что «вливается» в ребенка из окружающей жизни.
Здесь хочется отметь в сюжетно-ролевой игре формируется и отношение к материнству, когда девочка принимает на себя роль матери. В игре она проецирует то, что видит и чувствует по отношению к себе. Она будет относиться к игрушке-ребенку, точно так же, как ее мать относится к ней. Здесь стоит обратить особое внимание на выбор кукол для девочек в возрасте от 3 до 5 лет. Лучшим вариантом будет прототип младенца, ребеночка. Покупать Барби, Синди и прочих кукол-женщин в этом возрасте девочкам не стоит. Играя с ними, вместо того, чтобы нянчить и ухаживать за «малышом», девочка учится обслуживать. Поэтому знакомство с ними лучше отложить до 6 лет.
Возраст ребенка и содержание игры
Содержание игры при одном и том же сюжете может отличаться не только в зависимости от впечатления детей об окружающем мире, но и с возрастом ребенка, вместе с его возможностями и потребностями. Линию развития ролевой игры можно представить как переход от операций и единичного действия к его смыслу, который всегда заключается в другом человеке. Таким образом, именно отношение одного человека к другому является смыслом и главным содержанием игровой деятельности ребенка.
Главным содержанием игры младших дошкольников является выполнение действий с игрушками. При этом результат игры часто никак не используется. Приготовленный обед никто не ест, вымытая посуда на стол не ставится. Действия при этом очень подробны, не сокращены.
В середине дошкольного детства та же по сюжету игра проходит иначе. Основным содержанием игры становятся отношения между ролями, которые ярко очерчены и выделены. Дети называют их до начала игры. Выделяются игровые действия, передающие отношения к другим участникам игры,— если каша накладывается в тарелочки, если нарезается хлеб, то все это дается “детям” на обед. Действия ребенка становятся короче, они не повторяются и сменяют одно другим. Действия выполняются уже не ради них самих, а ради осуществления определенного отношения к другому играющему. Содержанием игры старших дошкольников становится выполнение правил, вытекающее из взятой на себя роли. Дети 6—7 лет чрезвычайно придирчиво относятся к этому и внимательно следят, насколько их действия и действия их партнеров соответствуют общепринятым правилам поведения — бывает так или не бывает: «Мамы так не делают», «Суп после второго не едят». Изменение содержания игр с одним и тем же сюжетом у дошкольников разных возрастов выявляется не только в характере действий, но и по тому, как начинается игра и что является причиной конфликтов детей. У младших дошкольников роль подсказывается самим предметом: если у ребенка в руках кастрюля — он мама, если ложка — он ребенок. Основные конфликты возникают из-за обладания предметом, с которым должно производиться игровое действие. Поэтому часто на машине едут два «шофера», а обед готовят несколько «матерей». У детей среднего дошкольного возраста роль формируется уже до начала игры. Главные ссоры происходят из-за того, кто кем будет. Наконец, у старших дошкольников игра начинается с договора, с совместного планирования, как нужно играть, а главные споры ведутся вокруг того, «бывает так или не бывает». |