Воскресенье, 24.11.2024, 04:00
Приветствую Вас Гость
Дети до года От 1 до 3 лет От 3 до 7 лет Детское здоровье
Детское питание Развитие детей Воспитание Мамам на заметку
Интересное Детский гороскоп
Главная » 2009 » Февраль » 18
|
КАК ПРАВИЛЬНО ХВАЛИТЬ РЕБЕНКА?
11:21
Награда является мощным мотивационным стимулом для дальнейшего развития и самосовершенствования ребёнка. Если все предыдущие виды поощрения направлены на собственно действие, то награда – это всегда поощрение за достигнутый в процессе деятельности планируемый результат или результат, превосходящий изначальные ожидания. Поэтому ни в коем случае нельзя награждать авансом, надеясь на будущие достижения.

Когда ребёнка награждают, навыки и умения, приобретённые им в результате деятельности, закрепляются гораздо быстрее. У него в последующем появляется желание делать то, что ему не очень нравится, если он знает, что достигнутый успех будет вознаграждён. Правда, здесь кроется и минус этого метода поощрения. Если каждый раз даже за несложные действия, дающие результат, награждать ребёнка, он очень скоро станет вымогателем и ничего не станет делать без обещания награды. Поэтому награда должна быть, во-первых, соответствующей полученному результату, а во-вторых, использоваться она должна чаще тогда, когда ребёнок освоил новый вид деятельности самостоятельно и по своему желанию, наработал или развил свои лучшие качества и получил при этом позитивный результат.
Наградой может быть по сути всё что угодно, всё, что на данный момент представляет ценность для ребёнка. Рассмотрим самые распространённые виды награды.

Материальное поощрение (деньги, игрушки, вкусняшки, одежда, подарки…)

Награждая ребёнка за результаты его труда, можно дать ему деньги, если у него есть желание что-либо приобрести, или часть денег для покупки чего-либо.

- Ты здорово поработал в этом учебном году, и мы с мамой решили выделить тебе дополнительно из семейного бюджета деньги на покупку цифрового фотоаппарата.
- Этой зимой ты достиг, на мой взгляд, отличных результатов в спорте, поэтому я с удовольствием кладу в твою копилку половину стоимости твоего скейтборда, о котором ты так мечтаешь.
В этом случае единственное жёсткое правило – деньги должны быть вложены именно в то, на что они выделены, поэтому сначала нужно на сто процентов убедиться в том, что ваши целевые вложения действительно будут желанной наградой для ребёнка.
Неправильно:
- Мы решили выделить тебе сто долларов на велосипед.
- Да зачем он мне нужен, давайте лучше мне плеер на эти деньги купим.
- Нет, мы решили – велосипед. Или ничего не получишь.
Правильно:
- Мы решили выделить тебе сто долларов. Куда бы ты хотел их вложить?
- Я очень хочу плеер с наушниками.
- Отлично. Тогда сегодня идем его покупать.
При награждении деньгами сумма должна соответствовать достигнутому результату. Если за успехи в учебном году дать 5 долларов, а за отличную отметку по рисованию дать 100 долларов, то вряд ли такая система поощрения будет работать.
Игрушки и любимые блюда, одежда и сувениры – всё может стать наградой, если представляет ценность для ребёнка прямо сейчас. Можно приурочить награду к какому-либо событию: дню рождения, окончанию учебного года, Новому году… Только очень важно, чтобы, во-первых, ребёнок точно знал, за что его награждают, и во-вторых, награда следовала сразу за полученным результатом.
Неправильно:
- Дети, сегодня у Кости день рождения. Помните, два месяца назад он в составе сборной школы стал чемпионом города по футболу? Так вот, мы дарим тебе, Костя, в честь этого мяч, а в честь дня рождения - плакат с известными футболистами.
Правильно:
- Дети, сегодня у Кости день рождения. Все вы знаете о его увлечении футболом. Помните, два месяца назад, когда он в составе сборной школы стал чемпионом города по футболу, мы дарили ему мяч? А сегодня в честь дня рождения мы дарим тебе плакат с известными футболистами.
При материальном поощрении выбор направления материальных затрат должен быть за ребёнком, либо нужно быть уверенным, что это поощрение действительно является для него наградой. В противном случае деньги пропадут зря, а иногда вместо награды могут превратиться в источник ссоры, обиды и разочарования.
Неправильно:
- Ты здорово помогла мне с ремонтом квартиры. За это выбирай: аквапарк или зоопарк?
- Если уж ты хочешь меня отблагодарить, тогда дискотека или боулинг.
- Нет, так не пойдёт. Ты выбирай из того, что я предложила, и пойдем вместе, или будешь сидеть дома.
Правильно:
- Ты всю неделю помогала мне с ремонтом квартиры. Я считаю, это заслуживает награды. Куда хочешь пойти в выходной – в аквапарк или в зоопарк?
- Мам, я уже выросла давно, я хочу пойти на дискотеку или в боулинг. Причем, с друзьями.
- Ну, что ж, ты это заслужила.
Не стоит в качестве материального поощрения давать детям деньги просто так: «На 100 рублей, купи себе что-нибудь». Особенно, если вы не уверены, что ребёнок уже сумеет грамотно и с пользой для себя распорядиться выданной суммой: «Что за ерунду ты напокупал, совсем тебе денег доверить нельзя».
Если вы хотите поощрить ребёнка игрушкой или новой одеждой, выбор опять же важно оставить за поощряемым, нужно указать только сумму (или полку), на которую он может рассчитывать:
- Танечка, мы хотим тебя наградить за твои успехи в музыкальной школе. Вот здесь блузочки в пределах 1000 рублей, - выбери себе любую.
- Никита, учительница сказала, что ты всю неделю был самым примерным мальчиком в школе. Ты получаешь от нас за это награду. Вот у меня 100 рублей. Выбери себе любые игрушки на эту сумму. Давай вместе посмотрим, что мы можем себе позволить на эти деньги.
Вложение средств в материальное поощрение детей может стать отличным стимулом для их личностного роста. Главное не переборщить и не жадничать – найти золотую середину при определении величины награды. Лучший способ для этого – посоветоваться с тем, кого вы собираетесь наградить:
- Гена, ты очень аккуратно весь учебный год обращался со своими школьными учебниками. Твоя бережливость и аккуратность заслуживают награды. Как ты считаешь, каким образом лучше достойно наградить тебя за эти замечательные качества?
Материальное поощрение, сделанное правильно, сделанное за достигнутый результат, за наработку качеств и навыков приучает ребёнка развиваться в личностном плане для получения всё большей награды. У него появляется желание максимально использовать свой потенциал. Он осознает, что награда дается только за определённые достижения, за внутренние позитивные изменения.

Исполнение желания
Наградой за достижение позитивных результатов и личностный рост ребёнка может стать исполнение его желания. Для этого совсем не обязательно быть волшебником, хотя для самого ребёнка сбывшаяся маленькая мечта может стать настоящим волшебством, показателем истинной любви к нему родителей, огромным стимулом в достижении новых позитивных результатов в работе над собой.
- Егор, ты отлично выполнил все просьбы и поручения, которые мы с мамой давали тебе на этой неделе. Что бы ты хотел получить за свою заботу о нас и помощь, которую ты нам оказал, пока мы были заняты?
- Андрюш, ты очень хорошо сделал, что помирился с воспитательницей и ребятами в своей группе. Ты научился договариваться и правильно строить отношения с людьми, которые тебя окружают. Я помню, ты очень хотел конструктор «Лего» на день рождения. Так вот, ты его обязательно получишь вместе с сюрпризом, который мы тебе приготовили.
- Анечка, когда ты просила купить тебе собаку, я, честно говоря, волновалась, что мне всё придется делать самой: кормить её, гулять, убирать… Я посмотрела, как ты два месяца подряд ухаживала за собакой тёти Ларисы, и теперь я уверена, что ты вполне готова взять ответственность на себя, проявить максимум заботы и внимания к своей собаке. Если у тебя ещё есть желание завести себе четвероногого друга, я возражать не буду.

Желая наградить ребёнка исполнением желания, не нужно изображать из себя золотую рыбку, типа - проси, что хочешь. Надо дать понять ребёнку, что его желание должно быть адекватно его достижению. Если ваше чадо научилось ездить на велосипеде своего друга, оно достойно велосипеда, и не больше. Когда мы исполняем по своей инициативе желания детей, важно показать не то, что мы всемогущи, а то, что мы ценим достижения и личностный рост нашего ребёнка. И в этом случае помним и исполняем его ранее озвученные желания и готовы выслушать и исполнить новые.

Когда мы грамотно награждаем детей исполнением их желаний, мы приучаем наших мальчишек и девчонок к тому, что практически всё в этой жизни достижимо, если меняться в лучшую сторону, если нарабатывать новый опыт и развивать новые качества.

Выполнение условий договора
Довольно часто взрослые во взаимоотношениях с детьми используют договор. Это замечательно, если условия договора выполняются обеими сторонами: «Если ты… то тогда я…». В этом случае выполнение условий договора со стороны взрослого может быть наградой для ребёнка, поскольку его усилия были направлены на достижение результата в ожидании обещанного. Для того чтобы этот вид поощрения стал действительно эффективным, необходимо тщательно продумывать и обговаривать условия договора заранее. И ещё: ни в коем случае ни на йоту нельзя отступать от договора – шаг влево, шаг вправо – и больше никто с вами договариваться не будет, либо не будет выполнять условия договора.
- Машенька, мы с тобой договаривались, что если ты в течение семестра не будешь приносить плохих отметок, мы покупаем тебе компьютер и все прибамбасы к нему на 1000 долларов. Мы так же с тобой договаривались, что каждая неудовлетворительная отметка будет сокращать сумму на 100 долларов. Семестр закончился, давай подводить итоги. Ты очень постаралась и значительно лучше стала учиться, и всё же три «неуда» у тебя есть. Готова получить комп за 700 долларов? Или выберешь суперигру – ты еще месяц учишься без «двоек» и «троек», и тогда мы покупаем тебе компьютер за 1200 долларов?
Неправильно:
- Я обещал тебе купить мобильник за 200 долларов, если ты закончишь учебный год «ударником». С учёбой-то ты справился на «ура», но маме совсем не помогаешь и не приходишь вовремя с улицы. Поэтому телефон я тебе решил не покупать.
Правильно:
- Я обещал тебе купить мобильник за 200 долларов, если ты закончишь учебный год «ударником». Ты молодец, завтра идем покупать телефон. Только ты маме совсем не помогаешь и не приходишь вовремя с улицы, поэтому обязательно надо включить эти пункты в наш следующий договор. Ты согласен?
Если что-то было обещано за выполнение определенных условий, это должно быть выполнено безусловно. Иначе мы приучим ребёнка к тому, что условия договора можно не выполнять или выполнять не в полном объеме.
- Если будешь плохо вести себя на уроках, не возьмем тебя летом с собой на юг.
Понятно, что на юг ребёнок поедет в любом случае, потому что и оставить-то его не с кем. Поэтому нависшая над ним угроза никак его не останавливает, и юг становится не наградой, а чем-то само собой разумеющимся. В условия договора лучше закладывать не только то, что получит ребёнок при его выполнения, но и то, что будет, если условия будут не выполнены или выполнены лишь частично.
Многократно усиливается эффект любого поощрения, когда оно происходит не с глазу на глаз, а при ком-то значимом для ребёнка: при членах семьи, при друзьях, при родственниках. Конечно, нужно обязательно поощрять и хвалить ребёнка наедине. Но особо значимые достижения желательно проговаривать в присутствии других людей, не стесняясь озвучивать их по нескольку раз.
- У нас тут Светланка в художественную школу поступила. Руководитель всё время её трудолюбие и творчество отмечает. Мы ей настоящий мольберт купили. Всем уже рассказали: и Степановым, и учительнице её в школе. Она теперь нам эстетический вкус прививает – советует, где что поставить и разместить, чтобы красивее стало, куда чего передвинуть. Передвижница практически. Эстет.
- Вы знаете, у нас Фёдора наградили в школе грамотой за достижения в спорте. А мы вот тоже решили поощрить: купили ему лыжи пластиковые. Дорого, конечно, но - заслужил. Упорным трудом и работой над собой. Давно ли кашлял всё время, а сейчас смотри: чемпион.
Когда мы награждаем ребёнка, важно помнить, что за одно и то же достижение дважды одинаково награждать не следует. Если он достиг позитивного результата и получил за это какую-либо награду, то при повторении полученного результата часто бывает достаточно комплимента и похвалы. Иначе мы приучим ребёнка многократно повторять одно и то же действие в ожидании всё новых и новых наград. Но жизнь - это не спорт, это путь развития и совершенствования. Поэтому лучше дать понять ребёнку, что новая награда его ожидает тогда, когда он освоит новый вид деятельности, разовьёт в себе новые качества.
Итак, есть множество способов поощрить, похвалить и наградить любимого ребёнка. Каждый из них эффективен тогда, когда он применяется в соответствии с действием и результатом этого действия – наработкой новых качеств, навыков и умений. Желательно, чтобы это стало не разовой акцией, а постоянным процессом. Чтобы ребёнок чувствовал внимание к себе, получал объективную оценку своего развития, личностного роста.

Мы все любим, когда нас заслуженно хвалят, мы ждем поощрения за инициативность, действенность, за выполнение обещаний, за успешно выполненную работу. У детей это ожидание обострено. Они учатся жизни и во многом определяют правильность своего развития по нашей реакции на их действия и поступки. Не стоит их разочаровывать и обманывать их надежды. Каждый день они открывают для себя мир: много действуют и много размышляют. Чем больше мы их поощряем, тем увереннее в себе они становятся, тем больше осознают наши внимание и любовь к ним, тем большего успеха достигают в жизни.
kengyru.ru
Категория: Мамам на заметку | Просмотров: 2006 | Добавил: Elka | Рейтинг: 0.0/0
Самое интересное в этой категории:
ДЕТСКИЕ ПРИЧУДЫ ИЛИ БОЛЕЗНЬ? )
ИМЯ И СУДЬБА )
КАК СТАТЬ СУПЕРПАПОЙ? )
МАМА, Я ЧЕЛОВЕК-ПАУК или как превратить телевизор из врага в помощника )
ЯБЛОЧНЫЙ СПАС )
ОТКУДА БЕРУТСЯ ЖАДИНЫ? )
САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВЕЩИ, КОТОРЫМ МОГУТ НАУЧИТЬ РОДИТЕЛИ МАЛЕНЬКОГО РЕБЕНКА )
ШНУРОВКИ: ЗАЧЕМ ОНИ НУЖНЫ? )
КАК САМОСТОЯТЕЛЬНО ПОДСТРИЧЬ МАЛЫША? )
ПОЛ РЕБЕНКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ДОСТАТКОМ )
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

МЕНЮ САЙТА

ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ


ДОБАВЬ В ЗАКЛАДКИ


БУДЬ ВСЕГДА В КУРСЕ!!!

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

Рассылки Subscribe.Ru
Для любящих мам и их очаровательных деток


ГОСТЕВАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ССЫЛКИ ФОРУМ КАТАЛОГ ФАЙЛОВ СТАТЬИ

Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования KINDER.RU - Интернет для детей Рассылка 'Для любящих мам и их очаровательных деток' КШЕ - поисковый каталог рейтинг топ 100 сайтов
Материалы, опубликованные на сайте, собраны из открытых источников в Интернете, из журналов и книг и представлены исключительно в ознакомительных целях и предназначены только для просмотра. Все права на графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Мы не являемся авторами разработок и материалов, с которыми знакомим вас. Мы лишь собираем их и обрабатываем для более удобного использования. По вопросам авторства обращаться к администрации.
Copyright MyCorp © 2009-2024