Малышу соседки только три года, но он уже считает до 20? Не стоит
торопить события! Важно последовательно и правильно сформировать у крохи
навыки и представления о множествах и числах. Как? Рассказывает Елена
Кошарная, преподаватель-методист
С какого возраста учить ребенка считать? Пожалуй,
начинать нужно не раньше, чем крохе исполнится годик. Твой ребенок -
самый-самый умный и сообразительный, но это не значит, что в пять лет он
должен бегло читать, а в два - считать до ста. Считать-то он, конечно,
может, но гарантии, что он, считая, не воспроизводит числовой ряд, как
стишок, нет никакой. Развивай фантазию и воображение ребенка, играй с
ним в математические игры, и тогда, вполне возможно, ты вырастишь нового
Альберта Эйнштейна. Мы предлагаем тебе схему поэтапного обучения счету. Шаг первый: Играем в пальчики (до года)Развивай
мелкую моторику пальцев, играя в традиционную «Сороку-ворону» и
«Куй-куй-башмачок». Читай малышу стишки-считалочки, но не акцентируй его
внимание на числах. Важно, чтобы он уловил ритм и понял: играть с мамой
- интересно и весело. Шаг второй: «Один и много» (с года до 2)Знакомим
ребенка с понятием «много». Например: одна куколка или машинка в руке -
и «много» их на полке. Пойдут «на ура» матрешки: была одна большая, и
вдруг из нее появилось еще несколько! Попроси ребенка дать тебе одну
игрушку, а потом - несколько, много, показать один пальчик и много.
Важно, чтобы малыш ощущал предмет в руках. Хвали малыша, когда он все
сделал правильно, и ни в коем случае не настаивай на продолжении
занятия, если ребенок потерял интерес. Шаг третий: Сравниваем! (2-3 года)В
дело идет все, что можно сравнить. Предложи ребенку предметы разного
размера: большую машинку и маленькую, чайную ложку и столовую. Пусть
малыш даст тебе маленькую вещь и большую. Можно усложнить задачу: в этом
домике живет одна куколка, а в этом - много. Две куколки пошли в гости к
подружке, и в одном домике стало меньше кукол, в другом - больше.
Вариант для мальчика - два гаража с машинками. Если ребенку интересно,
можно посчитать, сколько машинок или куколок в гаражах и домиках. Шаг четвертый: Считаем! (3-4 года)На
этом этапе тебе понадобятся карточки с картинками - ребенок учится
соотносить понятие числа с количеством предметов. Визуальность важна,
как никогда! Например, на карточке нарисованы три елочки - мы называем:
«три». Пора знакомить и с цифрами: покажи карточку с цифрой три и так
далее. Тебе здорово поможет и «Стосчет» Зайцева. По пальчикам овладеваем
счетом до десяти. Знакомя с цифрами, объясняй, примерно, так «Единичка
похожа на худого человечка в кепке, двойка - на лебедя». Можешь купить
готовые карточки с «видоизмененными» цифрами или нарисуй их сама.
Считаем до десяти и обратно. Шаг пятый: Три - это три единицы! (5-6 лет)Объясняем
количественное значение числа: «три состоит из трех единичек, четыре -
из четырех единичек». На числовом ряду (продается в детских магазинах)
учимся показывать, какое число больше, какое меньше, какое впереди,
какое - позади. Помогут настольные игры «Посчитай-ка» и «Точечки»
Никитиных. Учимся решать задачи в одно действие с вопросами «сколько» и
«больше-меньше»! Правила для мамыОбучай
ребенка счету только в игре, используя красивые, яркие пособия, не
заставляй его «заниматься», если малыш в данный момент не расположен к
этому. Иначе он может потерять интерес!- Не начинай с цифр: мозг ребенка еще не готов к ним. Развивай образность мышления и воображение. Всему свое время!
- Считайте
то, что ребенку интересно: ворон, машины, деревья. Не лишним будет
и просмотр мультика «Козленок учится считать».
- Учи
считать «вслепую». Возьми небольшой мешочек и сложи туда несколько
предметов. Пусть малыш засунет туда ручку и все посчитает, не
вынимая.
- Используй спортивные игры, считалки, но
вместо «раз» всегда (пусть даже в ущерб рифме) говори «один» - не
путай ребенка.
- Когда малыш считает предметы, прикасаясь
к ним пальчиком, следи, чтобы счет не опережал движения.
Практикуйтесь как можно чаще: сначала малыш будет громко считать,
указывая пальцем на предмет, потом - указывать на предмет, но
говорить шепотом, потом - только кивать.
- Признак того,
что ребенок уже готов к школе - он может посчитать предметы, не
прикасаясь к ним и не повторяя числа, даже шепотом.
- Не
заставляй ребенка писать цифры в прописях: пусть рисует цифры
произвольного цвета и размера на белом листе, лепит их из пластилина,
выкладывает из мозаики.
- С цифрой ноль знакомь ребенка в четыре года. Убери все предметы и скажи: «Не осталось ничего, это - ноль».
журнал "Единственная" |