Нет, я, конечно, понимаю, что ничего страшного быть не должно. Я
даже слышала о том, что леворукие люди — более талантливые, творческие,
но все же как-то не по себе. Ведь в садике,
в школе сыну будет нелегко. Неужели
придется переучивать его или, может, оставить, как есть?
Уже после начинаю наблюдать за Андрюшкой
внимательнее. Отмечаю, что в целом мой мальчик одинаково часто действует
и левой, и правой ручками. Когда я протягиваю ему свою руку — он тянется
ко мне правой, а вот когда он сам хочет взять какой-то предмет — тут
наоборот.
Звоню маме посоветоваться. Она убеждена
в том, что раз такие признаки есть, то сын мой точно левша, и его надо
срочно
переучивать! Пока еще непонятно, какая
рука будет ведущей, надо научить его делать акцент на правой. Если,
говорит, сами не научим, как надо, — будут переучивать
в садике, там ведь не разбирают, кто какой — всем командуют «взять
карандаш
в правую руку», да и все тут.
Детский психолог Наталья Лыскова,
к которой я прихожу с Андрейкой, дает однозначный
ответ на вопрос, переучивать ли ребенка. «Нет и еще раз нет, — говорит
Наталья. — Переучивание — это не просто перекладывание карандаша в
другую руку, это изменение работы полушарий головного
мозга. Даже в методических рекомендациях
Министерства здравоохранения (от 1985 года) говорится о запрещении
переучивания
левшей и о необходимости снизить
требования к каллиграфической стороне
почерка леворуких детей».
Оказывается, насильственное переучивание
ребенка может привести к множеству
проблем. Наталья Лыскова перечисляет,
чем чревато такое насилие: нарушение
аппетита и сна, страхи, энурез, тики, заикание, нарушение пищеварения,
укачивание
в транспорте, кожные заболевания,
нарушения эмоциональной сферы.
А дальше — неуспеваемость в школе, утомляемость и снижение
работоспособности,
развитие кожных заболеваний, головных
болей, и даже физические изменения
в организме: замедление роста, нарушение
речевых и зрительно-пространственных
способностей.
При этом Наталья подчеркивает, что «взрослым, окружающим леворукого
ребенка,
важно ни в коей мере не подчеркивать
это свойство, лучше всего вообще не предпринимать никаких попыток
что-либо изменить».
Психолог рассказывает, что леворукие дети, действительно, очень
отличаются от праворуких. «Обычно это художественно
одаренные и очень эмоциональные дети. Они уже с трех лет намного лучше
других детей рисуют и лепят из глины или пластилина. Отмечаются большие
музыкальные
способности, для них нередок абсолютный слух. Но в это же время, таким
детям свойственна задержка речи и затруднительность произношения
различных
звуков».
Дальше картина — прямо как про нас с малышом. «Маленький левша
непосредственен,
доверчив, легко поддается импульсивным
чувствам и эмоциям, подвержен
частой смене настроений, плаксив, капризен и подвержен гневу, настойчив в
осуществлении желаний», — говорит Наталья.
Впрочем, Наталья говорит мне, что моя уверенность о леворукости
Андрюшки
может оказаться ложной. «У детей ведущая
рука формируется в основном к 4 годам, а до этого возраста предпочтение
руки может быть неустойчивым. Иногда до 4 лет у детей наблюдается
обеерукость, когда они не отдают предпочтение какой либо из рук», —
говорит специалист.
Потому я ухожу домой со спокойной душой. Если он и левша — с ним будет,
может,
чуть посложнее, но зато и вырастет прекрасный талантливый человечек.
Для определения преобладающей руки у ребенка можно поинтересоваться
следующими
вопросами:
1. Узнайте, имеются ли у ребенка близкие родственники с ведущей
левой рукой.
2. Вспомните, в возрасте до одного года, какой рукой чаще
пользовался ребенок (брал погремушку, ложку и т. д.).
3. Предложите ребенку расчесаться. В какую руку он возьмет
расческу?
4. Обратите внимание, в какой руке ребенок держит карандаш или
ручку во время рисования.
5. Предложите ребенку послушать часики. К какому уху он их
поднесет?
6. Предложите ребенку похлопать в ладоши так, чтобы одна из рук
была сверху. Обратите
внимание, что это за рука.
7. Предложите ребенку скрестить пальцы в замочек. Большой палец
какой руки ляжет сверху?
8. Предложите скрестить руки на груди. Предплечье какой руки
будет наверху?
9. Предложите ребенку топнуть одной ногой. Какой ногой он топнул?
10. Сидя, положить одну ногу на другую. Какая нога будет сверху?
11. Предложите ребенку посмотреть одним глазом в бумажную
трубочку. Какой это будет глаз?
Источник: "Москва:инструкция по
применению"
Автор: Лыскова Наталия
|