Как ни странно, для успешного
обучения в школе обращать внимание на некоторые особенности развития
малыша необходимо уже с рождения.
Внутриутробные инфекции, токсикоз, нарушения родовой деятельности у
мамы, инфекции у ребенка в раннем возрасте – все это сигналы о возможных
проблемах в речевом развитии ребенка.
И логопед в поликлинике, как правило, начинает прием с изучения обменной
карты новорожденного.
Корни многих школьных трудностей связаны с проблемами речевого развития и
начинаются в младенчестве. Это может быть задержка речевого развития,
нарушение звукопроизношения, нарушение развития всех компонентов речи – и
звукопроизношения, грамматики, фонематического слуха и связной речи.
Все перечисленное может привести к сложностям в освоения чтения и
письма.
Нормативы речевого развития и время коррекции
Вот некоторые нормативы развития речи ребенка: первые слова – 1,5 года, фраза – 2 года, правильное звукопроизношение – 5 лет.
В дошкольном возрасте многие процессы довольно легко поддаются
своевременной коррекции, необходимо только вовремя обратиться к
специалисту. Если же время упущено, коррекция нарушения речевого
развития происходит более длительно и может затянуться на период
начальной школы.
Но родители не должны поддаваться заблуждению, что только специалист
будет исправлять речь. Для становления и исправления речи очень важно
участие самих родителей: разговаривать с малышом, выполнять совместно с
детьми речевые упражнения, помогать ребенку справляться с временными
трудностями, подбодрить его, вселить уверенность в свои силы.
Что могут сделать родители?
Для успешного речевого развития ребенка маме необходимо разговаривать с
ним с самого рождения. Во время периода младенчества с малышом нужно
общаться постоянно – во время кормления, при выполнении всех
гигиенических процедур. Младенцу жизненно необходимо эмоциональное
общение с матерью. Чем больше любви получит ребенок в этот период, тем
более успешным он вырастет. Сигналом того, что родители все делают
правильно, будет появление «комплекса оживления» у 3-х месячного малыша –
он будет радоваться, шевелить ручками и ножками, гулить, пытаться
выразить эмоции во время общения с матерью. В возрасте 6-8 месяцев уже
появится лепет – повторение слогов нараспев с разными интонациями. Когда
мама будет в ответ и сама произносить простые слоги, малыш будет
внимательно следить за движением губ и пытаться повторять.
Как расширять словарный запас
И вот малыш сказал первое слово. Теперь нужно расширять арсенал
употребляемых слов и пассивный словарь – количество слов, которые
ребенок понимает. Позже, постепенно, слова из пассивного запаса будут
переходить в активный. Как это делать?
Каждый раз, показывая игрушку, называть ее и спрашивать: «Кто это?» и
самостоятельно отвечать: «Это зайка!», спрашивать вновь: «А где зайка?» и
вновь отвечать: «Вот зайка! Это наш зайка». Ребенок не будет сразу
повторять за мамой, но в его понимании отложится этот предмет. Если,
спустя время, его спросить: «А где зайка?», он будет смотреть в его
сторону, а позже и показывать. Так постепенно будет узнавать,
показывать, а потом и называть знакомые предметы: куклу, машину и т. д.
Как расширять активный запас? Чтобы малыш произнес слово, взрослому
необходимо повторить его несколько раз, чтобы у ребенка сложился образ
этого слова с называемым предметом. Например, слово ПАПА: показывая на
папу, зовем: ПАПА! ПАПА! Играем с ним в прятки: «Где папа? Нету папы!
Давай позовем папу: ПАПА! ПА-ПА!» При появляется папы: «Вот папа!»
Можно спрашивать малыша: «Это кто?» И самостоятельно давать речевой
образец ответа: «Это папа». И так далее: «А это кто? Это мама» и т. п.
Исправляем ошибки произношения
Сама по себе речь не возникнет, если не будет условий для общения с
малышом. Речь ребенка начинает развиваться раньше, если родители,
особенно мама, создают специальные условия для этого. Родителям
необходимо давать правильный речевой образец, не искажая
звукопроизношения, можно говорить ласково, с нежной интонацией, можно
слегка упростить слова, но звуки произносить правильно и чисто. Родители
для ребенка образец, сам он не знает, как произносить правильно и будет
копировать вас. Не сразу звуки у ребенка будут получаться правильно,
будут замены, искажения – не нужно повторять вслед за ним так же
искаженно. Ребенок еще не слышит себя, этому он научится года в четыре. В
этом возрасте его нужно поправлять, произнося слова как и он: «Разве
это маСынка?». Он сможет услышать ошибку и будет пытаться ее исправить.
Как развивать речевой аппарат малыша?
Часто из-за того, что язык не может подниматься наверх, у ребенка не
получаются такие звуки: Ш, Ж, Щ, Л, Р. Нужно помочь языку обрести
подвижность. Хорошо бы проводить с ребенком артикуляционные игры:
упражнения для губ, мимики, языка. Например, такие упражнения: цоканье
лошадки, потянуться языком к носу и подбородку, сделать языком
«трубочку», «чашечку», «блинчик», «иголочку», для подвижности – облизать
губы, подвигать языком влево-вправо («маятник»), вверх-вниз
(«качелька»). Надуть щеки, скорчить гримасу – надуть губы, вытянуть губы
вперед, улыбнуться и т.д. Только не надо ожидать появление именно этих
звуков в два-три года, они появятся чуть позже, годам к четырем.
Хорошо бы взять за правило вместе с малышом читать и рассматривать
книжки, читать ему потешки, а чуть позже, когда начнет говорить первые
слова и строить фразу – коротенькие сказки и стихи об игрушках, такие
например, как у Агнии Барто: «Наша Таня», «Мишка» и т.д. Так постепенно у
малыша появится свой арсенал средств. По иллюстрациям в книжке можно
задавать вопросы и для понимания: «Покажи… А где…?» и для активизации
речи: «Это кто? Что делает киса?» Привычка слушать сказки перед сном –
перерастет в желание читать. Только видя, чем занимаются взрослые,
ребенок захочет заниматься этим же.
Одновременно с речью необходимо развивать и мелкую моторику пальцев рук.
Здесь хороши пальчиковые игры: «Сорока-ворона», «Пальчик-мальчик» и др.
Сначала мама сгибает и складывает пальчики малыша, а потом он сам
успешно осваивает движения. Обязательно пальчиковые игры сопровождать
речью: либо потешкой, либо стишком. Например:
«Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел!»
Хорошо бы запомнить одно правило: ребенок научится и будет делать
самостоятельно только то, что определенное время делал вместе со
взрослым и это обоим приносило радость. Это касается речевого общения,
игр, гигиенических процедур. Все в порядке? Нет? У вас есть еще в запасе
время, чтобы небольшая проблема не переросла в серьезное препятствие в
период обучения в школе. |