Мамочки, будьте внимательны, наступает самое благоприятное
время для простуд. Чтобы малыш не заболел, следует вовремя принять
профилкатические меры.
Прохладной осенью и студеной зимой мы
закрываем форточки и одеваем детишек потеплее. В квартире натоплено,
батареи горячие, а воздух сухой. Это создает благоприятную среду для
размножения болезнетворных микроорганизмов. Вполне закономерно, что в
это время увеличивается количество болеющих.
Острые респираторные заболевания (ОРЗ) и острые респираторно-вирусные инфекции (ОРВИ)
это группа болезней, вызываемых различными вирусами. Они поражают
верхние дыхательные пути, вызывают общую интоксикацию организма.
Продолжительность заболевания от нескольких дней до нескольких недель.
Известно более 300 различных подтипов вирусов возбудителей ОРВИ. Они передаются воздушно-капельным путем или через грязные руки. Восприимчивость к ОРВИ у детей очень высокая.
Что за вирус?
Наиболее частые «гости» нашего организма это риновирусы, вызывающие ринит (насморк). Их
известно более 100 видов. Многие из них постоянно живут в организме, не
обнаруживая никаких болезненных симптомов, но при неблагоприятных
воздействиях они активизируются, и малыш заболевает.
Аденовирусы вызывают преимущественно ангину, бронхит и конъюнктивит. Аденовирусов существует всего более 50 видов.
Вирусы гриппа и парагриппа также входят в группу ОРВИ. Вирусы гриппа отличаются большой изменчивостью каждые 3-5 лет появляется новый их подтип.
Освойте необходимые меры профилактики и выработайте свою индивидуальную систему лечения ОРЗ и ОРВИ.
Мифы о простуде
Вирусные инфекции проблема весьма распространенная и изученная. Тем не менее с ними связано немало различных мифов.
1. Переохлаждение приводит к простуде.
Совсем не обязательно. Медицинские исследования доказывают, что
охлаждение организма (длительное) чаще приводит к развитию пневмонии,
чем простуды и гриппа.
2. Пребывание на холодном воздухе усугубляет течение простуды.
Такой зависимости нет. Течение заболевания не зависит от температуры
воздуха в помещении, где находится больной, а зависит от влажности
воздуха и концентрации в нем болезнетворных микроорганизмов. Чем суше
воздух и реже проветривается помещение, тем большая нагрузка на
слизистые оболочки и иммунитет.
3. Часто болеть простудными заболеваниями плохо, это признак слабости иммунитета.
В медицине считается нормальным, когда взрослый человек переносит от
двух до четырех простуд в год, а ребенок, как правило, от шести до
девяти. Возникновение простудного заболевания не является признаком
плохого иммунитета, а признаком иммунитета скорее нетренированного.
4. Простудные заболевания ослабляют иммунитет.
Как раз наоборот. Столкновение с вирусами приводит к тренировке
иммунной системы: вырабатываются механизмы распознавания вредных агентов
и включение активных внутренних средств защиты. Есть исследования,
которые говорят о том, что перенесение простудных заболеваний повышает
устойчивость организма к онкологическим заболеваниям.
5. Фитотерапия очень часто рекомендуется как альтернативное лечение и профилактика ОРВИ.
Каких-либо
значимых клинических результатов, свидетельствующих о противовирусной
эффективности трав, получено не было. Но травы могут быть использованы
для борьбы с интоксикацией организма во время инфекции, для выведения
избытка мокроты и слизи, как хороший источник витаминов и
микроэлементов.
6. Повышенные дозы витамина С предотвращают вирусную инфекцию верхних дыхательных путей.
Необходимо придерживаться минимальной суточной дозировки, ведь
избыток витамина С опасно нагружает многие органы и системы организма.
7. Простудные заболевания лечатся теплом (горячие напитки, ванны, парные для ног, согревающие компрессы и т.д.).
Первые 3 дня от начала заболевания согревающие процедуры только
усугубляют течение болезни, а наиболее эффективными и дающими шанс
остановить болезнь на ее начальной стадии являются холодные процедуры
(полоскание горла холодной водой, холодные обливания ног и тела,
холодные ингаляции, криомассаж). Тепловые процедуры оказывают лечебное
действие начиная с 4-го дня заболевания и до выздоровления.
8. Повышенную температуру надо сбивать.
Повышение
температуры является симптомом, свидетельствующим о борьбе иммунной
системы с болезнетворными агентами. Поэтому, если у ребенка нет
судорожного синдрома и склонности к фибрильным судорогам, то к
температуре следует относиться как к доктору, который один может сделать
гораздо больше, чем множество лекарств. Увлечение жаропонижающими
средствами искажает картину заболевания и может способствовать более
длительному его течению.
Выздоравливай, малыш!
Каждой маме и каждому папе хочется, чтобы малыш побыстрее выздоровел. А есть ли польза от болезни? Оказывается, да!
Например, переживая заболевание, ребенок взрослеет.
Это отмечают многие родители. Механизм взросления кроется в том, что
болезнь испытывает силы малыша, его выносливость, терпение, понимание
ситуации и способности к соблюдению правил.
Признаком адекватного прохождения через кризис становится то, что в следующий раз ребенок болеет чем-то подобным короче и легче, а также показывает более зрелую психоэмоциональную реакцию
на временное ухудшение самочувствия. Например, если первое заболевание
длилось 7 дней, протекало с высокой температурой 3 дня, малыш был вялым,
капризным, приходилось постоянно использовать средства помощи (питье,
клизмы, водные процедуры, капли в нос, массаж, тесный контакт с
матерью). Второе заболевание длилось 5 дней, высокая температура
дер-жалась один день, ребенок много спал, сам просил пить, был
эмоционально устойчив, лекарств ему практически не давали.
Иммунные реакции детского организма тоже должны «повзрослеть» и приобрести устойчивость
к достаточно большому спектру похожих по течению заболеваний. Широко
используемая в детской практике антибиотикотерапия часто лишь тормозит
развитие. В результате интенсивного применения антибиотиков
воспалительная реакция организма (симптомы заболевания) подавляется, что
оценивается как излечение. Однако вирус может присутствовать в
организме, вступая с ослабленной иммунной системой в некое подобие
«содружества», и малыш становится носителем многих инфекций
одновременно. Это является причиной различного рода отставаний
психомоторного развития у часто и длительно болеющего ребенка.
Кто в ответе?
Мы отвечаем за свое здоровье. А малыш? В каком возрасте человек
уже в полной мере несет ответственность за свое здоровье и нездоровье?
Пока малышу не исполнился годик, родители полностью несут
ответственность за его выздоровление. От года до 3 лет ребенок уже может
освоить необходимые действия, которые требуются от него, если он
заболел: нужно больше спать, полоскать горло, капать в нос капли.
Родители уже частично делятся с малышом ответственностью, давая ему
несложные задания: «Принеси пузырек», «Подставляй носик», «Давай, чтобы
болезнь испугалась и убежала, прогоним ее горчичниками». Если ребенок сопротивляется процедурам, можно полечить вместе куклу, делая с ней все процедуры.
Одна мама рассказывала, как ее дочь 2,5 лет вынуждена была,
заболев, остаться на один день дома с дедушкой без родителей. Всю ночь
девочка температурила и утром проснулась с температурой 38,8 С,
отказалась от каши, которую ей предложил дед, и попросила его налить ей
теплую ванну. В ванне она самостоятельно долго ныряла, прочищая забитый
нос, затем попросила дедушку облить ее холодной водой, затем сходила на
горшок, выпила воды комнатной температуры и легла спать. Через несколько
часов девочка проснулась без каких-либо признаков заболевания, с
удовольствием поела кашу и начала играть. Ребенок просто-напросто
воспроизвел схему действий, которые они обычно проделывали вместе с
мамой, когда он болел раньше.
Входим в образ
От 3 лет до школьного возраста основным источником развития
ребенка становится ролевая игра. Она формирует умение понимать и
удерживать в голове какие-то правила, самостоятельно ограничивать себя
правилами определенной «роли», находить компромиссы в игре со
сверстниками, учит творческому подходу в том, что касается выдумки
сюжета и реализации своей роли. Малыши осваивают мир взрослой деятельности через разнообразные игры.
При столкновении с заболеванием ребенок тоже осваивает правила ролей болящего и лечащего.
В этом возрасте малыш вполне может понять, что его болезнь и роль
лечащего, которую выполняют мама и папа, для них вовсе не удовольствие,
а тяжелая и нежеланная нагрузка. Можно говорить об этом ребенку,
конечно, не стремясь нагрузить его чувством вины («Из-за тебя мы…» , а
спокойно рассказывая ему о своих переживаниях («Очень грустно, что ты
заболел, у нас было столько планов, теперь придется все отменить, но
если ты постараешься быстрее выздороветь, то мы сможем…» . Рекомендация
родителя малышу | «постараться быстрее выздороветь» в действительности
не такая уж и абсурдная. Ребенок действительно может сознательно
мобилизовать свои ресурсы для преодоления заболевания, если у него
возникнет к этому сильная мотивация.
Но чтобы он мог так сделать, необходимо сообщить ему об этом.
Обычно у детей на такую просьбу родителя закономерно возникает вопрос:
«А как я могу быстрее выздороветь?» Расскажите малышу о тех правилах и
приемах, которые ему помогут преодолеть болезнь. Заметьте, желание
поправиться быстрее в этом случае руководит уже не родителем, а
ребенком, а значит, ответственность уже частично между ними разделена.
Приучите малыша отказываться от удовольствий, чтобы роль больного не казалась заманчивой для ребенка.
Заболевший малыш должен больше спать, меньше смотреть телевизор, не
есть сладости, пока не поправится, и, разумеется, выполнять рекомендации
врача.
Анна Князева, перинатальный психолог