Вряд ли найдутся родители, которые не хотят, чтобы их ребенок был
самостоятельным. И мало кто будет спорить, что воспитывать
самостоятельность необходимо с раннего детства. Однако часто
мы, взрослые, наоборот ограничиваем действия ребенка, мешаем ему
проявлять инициативу, закреплять умения и навыки.
Как угасает желание самостоятельности«Я сам!» Начиная примерно с 2,5 лет, дети повторяют эту фразу раз
по 50 в день. И успевают порядком надоесть своим родителям, зачастую
вызывая в них недовольство и раздражение. Еще бы: маленький ребенок
не может заглатывать и пережевывать пищу со скоростью кухонного
комбайна (еще и не пролив ни одной капли), не умеет быстро и правильно
одеваться (из-за этого сборы на прогулку растягиваются минимум на полчаса). А еще приходится поднимать ребеночка, чтобы он сам вызвал лифт и нажал кнопку нужного этажа, сам открыл дверь в подъезд. Это же никакие нервы не выдержат!
Проще не давать ребенку ложку, а быстро и аккуратно покормить
его, вымыть ему руки, почистить зубы, одеть, обуть... Но ведь рано или
поздно родительская энергия истощится, а ребенок, как выяснится в один
прекрасный момент, ничего самостоятельно делать не умеет и, главное,
не хочет. И что в итоге? Инфантильный ребенок-король и замотанная мама-прислуга. Разве этого вы хотите?
Умываемся, одеваемся, собираемся!Особенно остро вопрос о детской самостоятельности встает при
поступлении в детский сад (обычно в 3—4 года). Понятно, что рано или
поздно дети все равно научатся сами одеваться, умываться и т. д.,
но лучше, чтобы к детскому саду ребенок уже имел некоторые навыки
самообслуживания.
Как помочь малышу. Главное — не переусердствовать
с воспитательным процессом. Например, малыш трех лет уже может сам
раздеться, а вот одевание пока дается ему с трудом. Не требуйте, чтобы
он застегивал пуговицы, доводя ребенка до слез: он обязательно
научится, только позже. Если ребенок просит помочь ему одеться
(застегнуть «молнию», кнопки, завязать шнурки на ботинках), — конечно,
помогите, а не настаивайте, чтобы он полностью оделся сам.
Не подавляйте инициативу ребенка, когда он захочет что-то
сделать сам. И не ждите, что плоды его усилий окажутся безупречными —
для того чтобы навыки сформировались и закрепились, нужно время.
Наберитесь терпения: если ребенок застегнул куртку криво или надел
штаны задом наперед, набрызгал воду в ванной, измазал раковину зубной
пастой, не стоит награждать его эпитетами «безрукий» и «бестолковый» —
это только подорвет его веру в себя. Лучше отметить те моменты, которые
ему удались: зубы стали чище, прическа радует глаз (ничего, что сзади
вихры — это легко поправить), брючки и носки сидят аккуратно. Ваш
ребенок гордится тем, что он делает что-то сам, и вы оправдаете его ожидания, если отметите успехи.
Обратите внимание и на то, на какой высоте закреплена вешалка
для одежды ребенка в коридоре, а также вешалка для его полотенца
в ванной. Удобно ли малышу дотягиваться до раковины, или лучше
подставить ему небольшую скамеечку? Старайтесь покупать ребенку удобную
и практичную одежду, которую он может надеть в садике и дома без
посторонней помощи (или практически без нее).
Пятилетней Даше мама купила ботиночки на шнурках
и не уделила достаточно времени тому, чтобы научить ребенка
их завязывать. Воспитательница же в детском саду из принципа не брала
девочку на прогулку, пока она сама не завяжет шнурки. Даша плакала,
переживала из-за обуви,
пыталась выбросить и порвать шнурки. В конце концов, мама научила
ее справляться со шнурками, и проблема разрешилась. Но никаких
неприятностей и стрессов не возникло бы, если бы мама помогла дочке
овладеть этим умением. Или купила бы обувь без шнурков. Поощряйте творчество ребенка!В любом маленьком ребенке живет изобретатель, исследователь,
первооткрыватель. Малыш стремится узнать как можно больше, сделать как
можно лучше и не всегда использует предметы по их «назначению». Эти
качества сохраняются далеко не у всех взрослых (и даже к школьному
возрасту у многих эта потребность начинает ослабевать и вскоре
исчезает). Редкие счастливчики, сумевшие сохранить такой настрой на всю
жизнь, учатся с интересом, умеют ставить перед собой цели и достигать
их. Почему одни дети становятся творческими, «креативными», а другие —
пассивными и апатичными?
Васе 2,5 года. Он хочет изучить красивую
стеклянную вазу, стоящую на столе у бабушки, протягивает к ней руку.
«Не тронь! Разобьешь! И вообще, куда ты полез?» — мама и бабушка
возмущены до предела. Ребенок пугается, спрыгивает со стула, прячется.
Трехлетняя Маша нарисовала на двери своей комнаты
картину: Буратино скачет верхом на бульдоге. Подобные «произведения
искусства» были созданы и на паркетном полу. В результате мама долго
и громко кричала, а папа отшлепал Машу прыгалками.
Толя, которому едва исполнилось 3 года, разобрал две
свои машинки и пытается с помощью игрушечных инструментов собрать
из них одну, но о-о-очень
большую. По его замыслу, она должна также одновременно выполнять
функции самосвала, бетономешалки и пассажирского автобуса. Мама
в ужасе, что ребенок «сломал» две дорогие игрушки, и Толя отправляется
в угол. В этих распространенных жизненных ситуациях видно, как взрослые
ограничивают активность, самостоятельность решений ребенка. Если
похожие примеры повторяются изо дня в день, ребенок начинает бояться
порицаний со стороны взрослых, становится зажатым, пассивным, зависимым
от мнения других людей.
Не ругайте ребенка, который захотел вымыть пол и случайно
разлил воду, нарисовал на обоях ваш портрет или порезал шторы
в комнате, потому что «так красивее». Ведь дети наблюдают за вами
каждый день, и им тоже хочется попробовать что-то сделать самостоятельно, «по-взрослому».
Лучше подумайте о том, как помочь им выразить себя. А заодно
и нейтрализовать неприятные последствия. Создайте им условия для
творчества: повесьте на стену большую доску, на которой можно рисовать
маркерами, или листы ватмана. Выделите ребенку большой стол для лепки
и рисования, и пусть это будет только его стол: не контролируйте постоянно, что
происходит там в процессе творчества.
Вовлекайте непоседу и в хозяйственную деятельность по дому (при этом
не забывайте присматривать за ним, чтобы избежать нежелательных
последствий). Трехлетка будет рад вымыть пол в своей комнате, если
увидит, что вы не ругаетесь, когда он расплескал слишком много воды,
а хвалите его за помощь. Предложите детям помочь вам в саду, продумать
дизайн клумбы, самим посадить цветы (это же можно сделать и дома,
пересаживая растения). Лучше, если в процессе совместного труда
вы попутно объясняете ребенку что, как и зачем вы делаете, помогаете
ему, если он действительно нуждается в помощи (например, не может поднять что-то тяжелое),
обсуждаете ваше общее дело. Проявите немного терпения, дайте ребенку
возможность проявить самостоятельность во «взрослых» делах,
и результаты вас приятно удивят. Светлана Гани, детский психолог Друзья, теперь вы можете читать и комментировать мои записи и на Я.ру — Мамам о детях!
|