Случалось ли Вам встречаться с ситуацией, когда умный подвижный ребенок, гордость родителей, успешно выдержавший собеседование (тот же конкурс) в продвинутую школу, вдруг оказывается неспособным усваивать школьную программу? И как обидно бывает, если выясняется, что эти проблемы - результат невыявленной еще в период новорожденности, а значит и непролеченной вовремя неврологической патологии.
Одной из самых актуальных проблем детской неврологии является диагностика и лечение перинатальных, т.е. относящихся к периоду внутриутробного развития и периоду новорожденности, поражений нервной системы. В структуре детской инвалидности 50 % составляют заболевания нервной системы, 70 – 80 % из них имеют истоки в перинатальном периоде. Кроме того, перинатальные факторы нередко играют ведущую роль в развитии различных дезадаптационных синдромов, социальных и биологических. Прежде всего, это синдром минимальной мозговой дисфункции (или синдром дефицита внимания с гиперактивностью): ребенок не способен сосредоточиться, плохо успевает в школе, импульсивен, раздражителен. В более позднем периоде перинатальные поражения нервной системы могут проявлять себя моторной неловкостью, заболеваниями опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие), энурезом, тиками, синдромами вегетативной дисфункции, снижением способности переносить физические и умственные нагрузки, упорными головными болями и т.д.
Известно, что в первые месяцы и годы жизни активно продолжается созревание отдельных структур головного мозга ребенка, а также психоневрологических функций: движения из хаотичных становятся целенаправленными, более дифференцированными, осуществляется переход из горизонтального положения в вертикальное, происходит становление речи и формирование интеллекта. Именно в этот период правильно назначенное лечение будет наиболее эффективным. Опоздать – значит упустить возможность. Именно в этот период все новые и новые, ранее «молчавшие» участки коры головного мозга приобретают ведущее функциональное значение. Может случиться, что ребенок, расцененный в родильном доме, как «неврологически здоровый» - начинает отставать в психо-речевом и двигательном развитии, а при повторных осмотрах невропатолога выявляется неврологический дефицит.
В то время как последствия недооценки состояния новорожденного очевидны, существует и проблема гипердиагностики перинатального поражения головного мозга. Причины гипердиагностики разнообразны, одна из них - нарушение условий осмотра. Новорожденный ребенок воспринимает непривычную обстановку при осмотре (например, холодное помещение, длительный перерыв между кормлениями, неожиданное и быстрое пробуждение ребенка), как стрессовую ситуацию. Реакция на осмотр врача будет соответствовать такой именно ситуации, а расценена как нормальная реакция. Другая причина - некорректная оценка некоторых физиологических состояний, так тремор подбородка, беспокойство языка, скрещивание ног на уровне нижней трети голеней до 3-х месяцев жизни могут быть физиологической нормой. Неправильно расценив данные, полученные при осмотре, ребенку назначается избыточно агрессивное медикаментозное лечение, электролечение, дополнительные методы обследования. Одним из самых «безобидных» последствий неадекватной терапии является развитие синдрома лекарственной и пищевой аллергии, дисфункция кишечника. А ведь иногда приходится сталкиваться с назначением сильнодействующих лекарственных препаратов «на всякий случай»! Кроме того, увеличивается продолжительность пребывания ребенка в медицинском учреждении, а, следовательно, вероятность контакта с инфекционными больными.
Адекватная диагностика перинатальных поражений нервной системы требует индивидуального подхода к каждому ребенку, тщательного изучения истории беременности и родов, соматического статуса, изучения наследственных особенностей, выявления соответствующих факторов риска, вероятности их реализации в различные возрастные этапы. Осмотр должен осуществляться в комфортных, привычных для маленького пациента условиях (желательно домашних), в период спокойного бодрствования ребенка. В терапии должны использоваться препараты с доказанной клинической эффективностью для детей данного возраста, а при синдроме двигательных расстройств ведущую роль приобретают физические методы воздействия: массаж, лечебная физкультура, физиотерапия.
|