Когда
мне было лет пять, я подобрала во
дворе
пробку от бутылки и попробовала ее
на зуб.
Неожиданно ко мне подошли две
девочки постарше.
Одна из них сказала: «Ах! Теперь
ты умрешь!»
«Не умрет», — заступилась за мою
жизнь ее
подруга. «Умрет-умрет! —
настаивала первая.
— Моя бабушка говорила, что пробки
смертельно
ядовиты. А бабушка — врач...»
Вокруг меня
собрался весь двор. Порассуждали о
том,
могут ли врачи ошибаться. А потом
начали
ждать моей кончины. Я тоже ждала,
мысленно
«отписав» свои игрушки младшей
сестре.
С тех пор прошло двадцать лет,
десять из
которых я не могла спокойно
смотреть на
валяющиеся на асфальте пробки и
люто ненавидела
ту девочку, которая превратила
часть моей
жизни в жестокий невроз. Видимо,
поэтому,
когда у меня появился собственный
ребенок,
я твердо решила: уж я-то его
пугать не буду!
Не хочу, чтобы у него были страхи и
комплексы!
Только странное дело: я малыша не
пугаю,
по сто раз на дню объясняю, что в
темной
комнате никого нет, а в окно
нашего 16-го
этажа никто залезть не может, тем
не менее
ребенок все равно боится!
Откуда рождается
страх?
И как его побороть? С этим
вопросом я обратилась
к детскому психологу профессору
Ростиславу
АРОНОВУ.
— Познание мира
всегда сопровождается
страхами, — объяснил мне профессор
Аронов.
— Страх основан на инстинкте
самосохранения
и имеет защитный характер, он
предотвращает
опасные для жизни, безрассудные и
импульсивные
действия. Опыт предков, заложенный
в наше
подсознание, охраняет ребенка от
боли (вызывая
страх падения, ожога, укола,
укуса...),
нападения (страх темноты, закрытой
комнаты,
незнакомого помещения...) и т.д.
Страхи бывают возрастные и
невротические.
Возрастные возникают как
отображение психического
и личностного развития ребенка.
Невротические
«вырастают» из возрастных, если
ребенок
не может справиться с конкретным
страхом.
В идеале появление и существование
страхов
подобно обычной болезни: первое
время они
очень яркие, ребенок мучается.
Однако через
две-три недели происходит перелом —
«болезнь»
идет на убыль. В норме через месяц
после
возникновения конкретного страха
ребенок
избавляется от него. Если же в
течение это
времени интенсивность страха не
уменьшается,
то речь уже идет о страхе
невротическом.
Такой страх не только мешает
ребенку жить,
«разъедая» его душу, но также
вызывает характерные
невротические расстройства:
энурез, тики,
навязчивые движения, заикание,
плохой сон,
раздражительность, агрессивность,
плохую
контактность с окружающими.
Страхи могут трансформироваться и
закрепляться,
сохраняясь вплоть до взрослого
возраста,
калеча характер и существенно
затрудняя
человеку жизнь.
— Почему одни
дети боятся
резких звуков, а другие —
незнакомых людей?
— Стимулы страха связаны с
возрастом, т.к.
зависят от процессов развития и
созревания.
В том возрасте, когда познание
мира происходит
в большей степени через слух
(первые месяцы
жизни), ребенок боится резких
звуков. Когда
у него активизируются зрительные
зоны мозга
(6 - 12 месяцев), малыш начинает
опасаться
того, что видит... Так, страх
перед незнакомыми
людьми не может возникнуть у детей
первых
месяцев жизни — у них еще не
развита способность
отличать знакомые лица от
незнакомых. Эта
способность возникает между 6- и
9-месячным
возрастом, именно в этом
возрастном периоде
отмечается максимальный страх
перед чужими.
С возрастом количество страхов у
детей увеличивается.
Но многие родители даже не
подозревают о
том, чего боится их ребенок.
Другие с удивительной
безрассудностью высмеивают страхи
своего
малыша, потому что искренне
считают их пустяковыми.
В результате страхи ребенка
закрепляются,
а его отношения с родителями
рушатся. Ребенок
замыкается в себе, перестает
доверять взрослым.
Давайте разберемся с
теми
демонами, которые бушуют в душе
вашего ребенка.
Детям разного возраста свойственны
свои
страхи. Сегодня мы поговорим о
дошкольных
страхах.
ПЕРВЫЕ 6 МЕСЯЦЕВ ЖИЗНИ
Дети боятся
перепада температур
и резких звуков.
ПОЧЕМУ: в
этом возрасте
основные анализаторы — кожная
чувствительность
и слух. В глубокой древности наши
новорожденные
предки находили мать по теплу,
исходящему
от ее тела, или по характерным
звукам, издаваемым
ею. И по сей день комфортная
температура
и «интимные» (негромкие) звуки
создают у
ребенка ощущение защищенности.
Холод, жара,
громкие и неожиданные шумы пугают
малыша.
ОШИБКИ
РОДИТЕЛЕЙ: как
это ни парадоксально, многие
родители закладывают
в основу выработки послушания
именно чувство
страха, совершенно не задумываясь о
последствиях.
Чтобы усмирить младенца, они
кричат на него
(вызывая страх громкими звуками и
необычными
интонациями). Так здоровые дети
начинают
превращаться в законченных
невротиков.
СОВЕТ: в
таком нежном
возрасте договориться с ребенком
невозможно,
и ваш личный пример пока для него
не подмога,
поэтому, чтобы ребенок легче
пережил свои
страхи, старайтесь оберегать его
от этих
раздражителей.
6 МЕСЯЦЕВ — ГОД
Ребенок пугается
незнакомых
людей и обстановки, чужих домов,
новой одежды
и средств транспорта.
ПОЧЕМУ: на
первое
место в качестве анализатора мира
выходит
зрение, и количество страхов
увеличивается
как снежный ком. Защитный рефлекс
диктует
малышу: все незнакомое (люди,
предметы)
может нести опасность. Вот почему
малыш
капризничает, когда его
переодевают: мама
снимает с него уже привычную
одежду и одевает
другую, которая ему не знакома и,
возможно,
навредит...
Его пугают предметы, «изменяющие
свое поведение»:
например, когда кухонный комбайн,
до того
молчавший, вдруг начинает шуметь —
малыш
плачет. Он пугается пылесоса,
электробритвы...
Многие дети испытывают настоящий
ужас перед
«норами»: отверстиями стока в
ванной, воздуховодами.
Срабатывает подсознательный
инстинкт: из
отверстия может появиться змея, а
змея для
наших предков представляла одну из
смертельных
опасностей.
ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ:
во многих семьях главным
воспитателем в
семье становится пылесос или
подобный шумливый
предмет. Его включают, когда
ребенок слишком
расшалится. Шансы остаться
психически стабильным
у малыша уменьшаются.
СОВЕТ:
закройте отверстия
стока в ванной мелкоячеистыми
решетками.
Не торопитесь, переодевая ребенка.
Дайте
ему потрогать новую одежду,
изучить ее,
только после этого одевайте
малыша.
1 — 2 ГОДА
Дети
боятся разлуки с родителями, в том
числе
во сне.
ПОЧЕМУ:
ребенок начинает
осознавать бескрайность мира и
испытывает
страх потеряться в нем. Малыш
опасается
потерять родителей, капризничает,
если его
оставляют с незнакомыми людьми. У
многих
детей возникают проблемы с
засыпанием, потому
что во сне они не могут постоянно
видеть
и слышать родителей.
ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ:
желая добиться от чада большей
послушности,
мама прячется за деревце или угол
дома —
пусть малыш испугается, что она
пропала!
Метод, конечно, действенный,
ребенок протянет
ручку и некоторое время не будет
убегать
от мамы, но... ночью его будут
мучить ночные
кошмары — первый признак
закрепления страхов
в этом возрасте.
СОВЕТ:
ежедневно разговаривайте
с ребенком, пойте ему колыбельные —
малышу
исключительно важно постоянно
видеть и слышать
своих родителей. Если вам нужно
уйти, уехать
в командировку, помогите ребенку
преодолеть
чувство временной потери и страха —
обнимите
его, поцелуйте, покажите, что вы
тоже переживаете,
разлучаясь с ним.
2 — 3 ГОДА
Дети боятся
изменения
привычного уклада жизни дома:
переезда,
посещения детского садика.
ПОЧЕМУ: в
этом возрасте
у ребенка складывается некий
порядок жизни
«я и дом» и иерархические
отношения «я и
родители», которые являются для
него своеобразной
опорой. Когда он вынужден сменить
жилье
или начать посещать детсад, его
слаженная
система рушится. Переезд вызывает
страх
не только перед новым местом, но и
новыми
соседями, даже новыми деревьями...
Посещение детского садика
заставляет заменять
связи с родителями общением со
сверстниками
и воспитателями.
ОШИБКИ
РОДИТЕЛЕЙ:
в этом возрасте дети особенно
пугаются «лихих»
родительских обещаний: «Сдам тебя в
детдом!»,
«Позову дядю!», «Отдам твои
игрушки другим
детям!», «Больше не буду тебе
покупать никаких
игрушек»... Произносить такие
угрозы — большая
ошибка.
СОВЕТ:
определяйте
детей в садик либо до 2 лет либо
после 3.
Период с 2 до 3 лет является
наиболее опасным
для таких кардинальных перемен.
Если вы переезжаете в другую
квартиру, захватите
с собой что-нибудь, служащее
приметой прежнего,
привычного ребенку дома: цветок в
горшке
или уличный кустик, который вы
вместе с
малышом могли бы посадить возле
нового дома.
Подарите ребенку
талисман
— предмет, который он мог бы
всегда носить
с собой, например, цепочку или
браслет.
Подарок символизирует постоянную
связь с
дарителем (т.е. с вами) и
способствует преодолению
чувства страха.
3 — 4 ГОДА
Дети боятся
неизвестности:
темноты, «мертвого пространства»,
одиночества.
ПОЧЕМУ:
ребенка пугает
так называемое «мертвое
пространство». Это
пространство порождает
прямоугольная мебель.
Представьте комнату со шкафом.
Ребенку в
этой комнате страшно. Родители
подводят
его к шкафу, открывают дверцы:
«Пусто!»
А страх не развеивается. Малыш и
сам не
может понять, почему ему страшно. А
все
дело в том, что он боится мертвого
пространства
— того, которое он не может
«объять» взором
над шкафом.
Причина в том, что ребенок
чувствует защищенность
только тогда, когда способен
контролировать
все окружающее пространство.
Анализируя
обстановку, его мозг отмечает, что
над шкафом
имеется большая зона, из которой с
большой
вероятностью может появиться
опасность.
ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ:
не стоит произносить фразы типа
«Запру в
ванной и выключу свет», «Выставлю
на улицу!»,
«Выброшу тебя на помойку!», «Уйду и
не вернусь»,
«Будешь хулиганить — тебя заберут
хулиганы
и бандиты!»
СОВЕТ: по
возможности
измените пространство в комнате
так, чтобы
устранить углы и мертвое
пространство.
Если ребенок спит
рядом с
вами, не «выселяйте» его в детскую
в период
с 3 до 4 лет. Либо это нужно
делать раньше,
либо позднее. Позволяйте малышу
оставлять
включенным ночник. Найдите
возможность осветить
коридор, по которому ребенок ходит
ночью
в туалет.
6 — 7 ЛЕТ
Ребенок боится
смерти.
ПОЧЕМУ: в
этом возрасте
человек осознает, что жизнь не
бесконечна,
а люди не вечны, и это бывает для
него серьезным
потрясением. Дети начинают
понимать, что
и они сами, и их родители смертны.
Некоторые
переживают первую семейную утрату —
уходит
из жизни старшее поколение.
ОШИБКИ
РОДИТЕЛЕЙ:
очень опасно стращать малыша: «От
того,
что ты меня не слушаешь, я заболею
и умру».
Страх смерти наиболее
разрушителен.
СОВЕТ: до
девяти-десяти
лет детям лучше не видеть
покойников и не
присутствовать на похоронах. Это
переживание
может вызвать у них скрытые
страхи. Но при
этом старайтесь при детях
упоминать про
умерших родственников. Из таких
разговоров
ребенок выносит важное открытие:
после смерти
человек... продолжает
существовать. Пусть
в разговорах, в сердцах близких
людей, но
он не пропадает окончательно.
7 — 8 ЛЕТ
Дети боятся
вызвать неодобрение
со стороны родителей, не
соответствовать
их пожеланиям и ожиданиям.
ПОЧЕМУ: в
этом возрасте
для ребенка крайне важно понятие
семьи.
Больше всего на свете он опасается
стать
нелюбимым и быть отвергнутым своей
семьей.
У детей из неполных и
неблагополучных семей
таких страхов больше.
ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ:
приводя в пример себя, не
напирайте на идеально
положительные качества: «Мама и
папа всегда
убирают свои вещи!» Такие слова
пробуждают
у ребенка страх оказаться
недостойным своих
идеальных родителей.
СОВЕТ:
расставьте
по дому фотографии, где вся ваша
семья запечатлена
вместе. Когда родители на работе,
ребенок
может ощущать их присутствие,
глядя на эти
фото.
ВНИМАНИЕ! СТРАХ ЗАРАЗЕН!
— Могут ли у
ребенка появиться
«внештатные» страхи — те, о
которых вы не
рассказали?
— Да. Большую роль в
возникновении
страхов играет так называемое
«психическое
заражение», когда ребенок узнает
от родителей
или сверстников, что чего-то
«надо» бояться.
Или когда родители интуитивно или
сознательно
стараются оградить своих чад от
ситуаций,
которые их пугали или пугают
(собак, лифтов,
таблеток). Дети очень
чувствительны и расценивают
это следующим образом: «Мама
старается охранить
меня от чего-то очень страшного. Я
должен
этого бояться!»
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ
—
Как помочь ребенку преодолеть
страх?
— Ваша реакция на его страх должна
быть
сопереживающей. Продемонстрируйте
свое неравнодушие.
Но не переусердствуйте: чрезмерное
беспокойство
может привести к усилению страхов.
В психотерапии существует
множество методик
снятия страхов, но мы остановимся
на наиболее
эффективных и простых.
ПРОГОВОРИТЕ!
Попросите
ребенка рассказать о своем страхе,
описать
чувства. Чем больше он будет
говорить, тем
быстрее рассеется страх.
Если ребенок сам спросит о
волнующей его
теме (например, проблеме смерти),
постарайтесь
дать исчерпывающий ответ. В
психотерапии
это называется «информационная
поддержка»
— она обеспечивает чувство
безопасности
ребенка.
Поделитесь своим опытом,
расскажите детям
о своих детских страхах и о том,
как вы
их преодолели. Ваш авторитет от
этого не
пошатнется, наоборот, отношения
между вами
и малышом станут более
доверительными.
ПРОРИСУЙТЕ!
Попросите
малыша нарисовать то, что его
пугает. Уберите
рисунок, а через несколько дней
предложите
обсудить его. Если ребенок с
дрожью в голосе
комментирует нарисованное, то
данный страх
по-прежнему значим для него. Если
же он
не может вспомнить, что нарисовал,
— это
благоприятный признак: страх
практически
побежден. Для полнейшего излечения
можно
предложить ребенку уничтожить свой
страх:
порвать рисунок на клочки, сжечь
его или
дорисовать так, чтобы победить
пугающий
момент (скажем, «посадить» Кощея
за решетку).
ПРИКАСАЙТЕСЬ!
Ребенок
постоянно испытывает потребность в
том,
чтобы к нему прикасались любящие
родители.
Погладьте ребенка по голове,
посадите на
колени, возьмите его лицо в свои
ладони,
посмотрите ему в глаза и нежно
расспросите,
что же его беспокоит.
Когда ребенок просыпается утром,
дайте ему
почувствовать, что вы его заметили
и рады
ему. Улыбнитесь, поцелуйте малыша.
...Если вы не можете
самостоятельно справиться
со страхами своего ребенка, не
тяните, обратитесь
к детскому психотерапевту.
Возрастные страхи
дошкольников, сохраняющиеся у
детей старше
10 лет, — это фактор развития
тяжелых неврозов
и предрасположенности к
девиантному поведению:
алкоголизму, наркомании...
Исследования
Гарвардского
университета (США) показали:
Родительское
поведение и мировосприятие играет
важную,
но отнюдь не решающую роль в
развитии социальных
страхов у детей. Более важным
является фактор
наследственности. У молодых
родителей дети
менее склонны к проявлениям
беспокойства
и тревоги. У «пожилых» родителей
(старше
35 лет) дети более беспокойны и
менее уверены
в себе. Если ребенок совсем ничего
не боится,
это не очень хорошо. Родители
«запредельно»
бесстрашных детей обязательно
должны показать
сына или дочь врачу.
Ирина МИХАЙЛОВА. журнал "Потребитель" 04.2004
|