В свои первые несколько лет жизни ребенок познает возможности
своего тела, а
также насколько опасен мир вокруг него. Но ему еще не хватает зрелости,
понимания возможных результатов своих действий и способности
контролировать их.
Когда малыш лезет пальцами в розетку, то это не от смелости и не от
непослушания, а от неспособности предвидеть последующие результаты.
Именно
поэтому мы постоянно и неотлучно должны наблюдать за малышами. То,
что обычно кажется непослушанием и капризами, в большинстве случаев
является
попытками малыша стать более независимым. К концу первого года жизни
дети
начинают пытаться познать границы своих возможностей («Смогу я удержать
чашку
или уроню?»), вашего, родительского терпения («Можно ли бросить
бутылочку на
пол, или мама рассердится?»), и даже границы терпения других людей
(«Заплачет ли
Ваня, если я сломаю его песочный замок?»). Именно посредством этих
ужасных для
родителей ежедневных баталий ребенок самоутверждается и развивает в себе
чувство
собственной значимости, уверенность в себе, целеустремленность,
решительность,
настойчивость – все то, что зачастую ошибочно принимается за упрямство.
Как родитель, вы должны
определить, насколько можно поддерживать это
настойчивое стремление ребенка к риску и опасностям, без того, чтобы
поощрять
нездоровое упрямство. И конечно, методы воспитания и установление
ограничений
зависят от возраста ребенка. К 7-8 месяцам малыш уже может понять
некоторые устанавливаемые вами правила поведения. Например, слово
«Нет!». Но
хотя ребенок в этом возрасте и может понять, что вы недовольны или
встревожены,
совсем не обязательно, что он вас послушается. Его способности следовать
указаниям или контролировать свое поведение еще слишком ограничены.
Правило № 1: Вы не можете
воспитывать ребенка, сидя в кресле. Нельзя ожидать
от годовалого ребенка того, что он будет следовать только словесным
приказам. В
большинстве случаев вам придется отвлекать его внимание или просто
оттаскивать
его от опасного места. Скажите строго «Нельзя!», если ситуация
действительно
опасна (например, ребенок лезет в электрические провода), добавьте лицу
испуганное выражение. А затем возьмите ребенка и уведите его от опасного
места.
Внимание самых маленьких детей может отвлечь любое яркое цветовое пятно
или
громкая музыка. Для маленького ребенка риск – это игра. Он
направляется
к балконной двери. Вы кричите «Нет!». Он берется за ручку балконной
двери. Вы
бросаетесь к нему и оттаскиваете от балкона. Он вопит и дрыгает ногами.
Вы
отпускаете его, он опять бежит к балкону. Что может быть веселее этой
игры?
Малыши обожают подобные игры. Но почему-то мама играет в них с ним
только рядом
с опасными объектами. Правило № 2. Почаще играйте с ребенком в
подобные «догонялки», но с безопасными предметами и с другим, не
сердитым, а
веселым настроением. Очень скоро малыш поймет разницу и будет улавливать
нюансы
выражения вашего лица. К тому времени, когда ребенок достигает
возраста
1,5-2,5 лет, то есть когда начинает ходить и говорить, эти два
достижения
навсегда меняют его и ваш мир. Это возраст, когда малыш «лезет во все».
Это
означает, что в это время он максимально тестирует «на прочность»
границы своего
мира, а значит, от родителей требуется окончательное установление границ
разрешенного и неразрешенного. Только помните, что большинство поступков
вашего
ребенка в этом возрасте мотивируется интеллектуальным любопытством, а
отнюдь не
желанием свести вас с ума, не упрямством и не капризами. Даже тогда,
когда он
рисует вашей помадой «картины» на стене! Отношение
к поведению ребенка
во многом определяется настроением в данную минуту его родителей. Одно и
то же
поведение может расцениваться как смелое и независимое, когда мы в
хорошем
настроении («Давай, сынок, попробуй съехать с горки сам!»), и как
упрямое или
агрессивное, когда мы сами не в духе («Куда ты забрался? Ты что, хочешь
упасть?!»). Постарайтесь воспринимать любую ситуацию с ребенком младше
трех лет
с терпением и чувством юмора, независимо от собственного настроения. Не
следует
повышать голоса. Тем более не стоит прибегать к физическому наказанию.
Правило № 3. Любые правила
поведения и ограничения надо доводить до ребенка
без гнева и обязательно предлагать приемлемую альтернативу запрещаемым
действиям
(«На обоях рисовать нельзя – давай порисуем в альбоме»). Постепенно,
в
возрасте от 3 до 5 лет, малыш начнет осознавать опасность некоторых
вещей и
сможет частично контролировать свое любопытство. Начиная с этого
возраста он
испытывает родительское терпение уже не столько стремлением к риску,
сколько
капризами «Купи!», обычно на публике. Что же делать, когда в
каком-нибудь
торговом центре наш ребенок становится центром внимания ужасающихся и
жалеющих
нас покупателей? Как справиться с орущим, падающим на пол и дрыгающим
ногами
нашим драгоценным чадом? Быстро и хладнокровно разберитесь в причинах.
Почему ребенок вдруг закапризничал? Понравившаяся игрушка – лишь повод. В
чем же
главная причина каприза? Может быть, потому что малышу жарко, он хочет
пить или
слишком устал, причем усталость может быть как физическая, так и
эмоциональная.
Ребенку, даже и не самому маленькому, трудно долго находиться среди
толпы.
Постарайтесь сменить
обстановку, если ребенок долго не успокаивается. Лучше
всего увести его в малолюдное тихое место. Перемена обстановки, как
правило,
очень хорошо отвлекает внимание ребенка. Если вам пришлось отложить при
этом
свои покупки, ну что ж поделать, в жизни случаются вещи и похуже, в
конце
концов, ребенок важнее. Дайте понять ребенку, что вы его любите, но
его
поведение неприемлемо. Ребенок должен понять, что существует
«правильное» и
«неправильное» поведение. Плохое поведение всегда приводит к неприятным
последствиям. Например, вам придется уйти из парка или с чьего-либо Дня
рождения. Если ребенок осознает, что плохое поведение так или иначе
наказуемо,
он будет стараться удерживать себя в определенных рамках.
freshbaby.ru
|